Предположение уважаемого Лаврентича, о том что более легкая пуля с меньшим сечением и большей скоростью будет более настильной, натолкнуло на мысль поговорить. Просто заняться в командировке нечем.
Пост под спойлером довольно длинный, поэтому к прочтению предлагается только тем, кому действительно интересно.
Постараюсь как можно проще, не вдаваясь в глубины теории.
Для начала что такое настильность? Как правило, это всем понятно и вопросов тут не возникает. Чем меньше искривлена траектория пули в вертикальной плоскости, тем выше настильность.
Итак. Выстрел. Пуля покидает ствол. И дальше движется как? Правильно. По инерции.
Вне ствола пуля движется под воздействием двух сил.
Первая сила. Сила тяжести. Тут всё просто. Чем тяжелее пуля, тем больше сила притяжения Земли. Тем больше искривляется траектория пули. Тем меньше настильность.
Вторая сила. Сила сопротивления воздуха. Здесь сложнее. Величина этой силы зависит от четырёх факторов. Плотность воздуха, форма пули, площадь её поперечного сечения, и её скорость.
Если сравнивать две идентичные по конструкции пули в двух разных калибрах и в одних условиях, то первые два фактора (плотность воздуха и форма пули), можно не принимать во внимание. Они будут одинаковы. У нас остаются скорость и площадь сечения. Чем выше скорость, тем больше сила сопротивления. Чем больше площадь сечения, тем сила сопротивления так же больше.
Сила сопротивления воздуха приводит к тому, что пуля получает отрицательное ускорение. Тормозится. Её скорость постоянно уменьшается. Это отрицательное ускорение назовём для простоты замедлением. Так вот. Замедление прямо пропорционально силе сопротивления воздуха. Чем эта сила больше, тем быстрее пуля тормозится. С другой стороны, не забываем что сила сопротивления воздуха зависит от скорости. И чем меньше скорость, тем меньше эта сила, а значит и величина замедления будет постоянно уменьшаться.
Но! Есть же ещё второй закон Ньютона. a=F/m.
Чем тяжелее пуля, тем выше её инерция, тем меньше будет замедление.
В итоге, движение пули по баллистической траектории будет описываться довольно сложной системой уравнений с вводными данными указанными выше.
Встаёт вопрос. Как эту систему уравнений уложить в голове артиллериста, стрелка, да того же охотника? Первым на этот вопрос ответил гениальный немецкий оружейник, изобретатель, промышленник, Альфред Крупп. Да, да, крупповские пушки, крупповская сталь, это всё он же.
Так вот. Крупп предложил математическую модель. На сегодняшний день она называется G1. Суть её просто говоря, в следующем. Берем эталонную пулю (конструкцию её здесь приводить не будем для простоты разговора), и измеряем её замедления на всей дистанции полёта. Затем все остальные пули описываем как отношения их замедлений к замедлению эталона.
И вот тут появляется понятие баллистического коэффициента. Понятие это с одной стороны сложное, но с другой очень простое. Простым языком, ВС (ballistic coefficient), это способность пули сохранять свою скорость на траектори полёта. Коеффициент эталонной пули принят за 1. ВС всех остальных пуль измеряется и приводится производителем.
Баллистический коэффициент каждой пули будет определяться её массой, площадью поперечного сечения, и её формой.
Чем выше ВС пули, тем лучше она будет сохранять свою скорость на всей дистанции полёта. Тем выше будет настильность траектории.
Теперь вернемся к нашим баранам, и посмотрим на одну и ту же по конструкции пулю в калибрах .243, и 6,5.
Как видим, ВС пули в 6,5 значительно превосходит тот же параметр в .243. Вот отсюда и получается что 6,5 Creedmoor по настильности превосходит 243 Winchester.
Несмотря на чуть более высокие скорости в 243Win, его пуля тормозится быстрее, траектория более искривлена к горизонту, настильность ниже. И реальная стрельба подтверждает всё это на практике.
По горизонтальному искривлению из-за влияния ветра всё абсолютно так же.
Конечно, вся эта теория намного глыбже, ширше, и сложнее, но как мог, выразил свои доводы на пальцах.
Для начала что такое настильность? Как правило, это всем понятно и вопросов тут не возникает. Чем меньше искривлена траектория пули в вертикальной плоскости, тем выше настильность.
Итак. Выстрел. Пуля покидает ствол. И дальше движется как? Правильно. По инерции.
Вне ствола пуля движется под воздействием двух сил.
Первая сила. Сила тяжести. Тут всё просто. Чем тяжелее пуля, тем больше сила притяжения Земли. Тем больше искривляется траектория пули. Тем меньше настильность.
Вторая сила. Сила сопротивления воздуха. Здесь сложнее. Величина этой силы зависит от четырёх факторов. Плотность воздуха, форма пули, площадь её поперечного сечения, и её скорость.
Если сравнивать две идентичные по конструкции пули в двух разных калибрах и в одних условиях, то первые два фактора (плотность воздуха и форма пули), можно не принимать во внимание. Они будут одинаковы. У нас остаются скорость и площадь сечения. Чем выше скорость, тем больше сила сопротивления. Чем больше площадь сечения, тем сила сопротивления так же больше.
Сила сопротивления воздуха приводит к тому, что пуля получает отрицательное ускорение. Тормозится. Её скорость постоянно уменьшается. Это отрицательное ускорение назовём для простоты замедлением. Так вот. Замедление прямо пропорционально силе сопротивления воздуха. Чем эта сила больше, тем быстрее пуля тормозится. С другой стороны, не забываем что сила сопротивления воздуха зависит от скорости. И чем меньше скорость, тем меньше эта сила, а значит и величина замедления будет постоянно уменьшаться.
Но! Есть же ещё второй закон Ньютона. a=F/m.
Чем тяжелее пуля, тем выше её инерция, тем меньше будет замедление.
В итоге, движение пули по баллистической траектории будет описываться довольно сложной системой уравнений с вводными данными указанными выше.
Встаёт вопрос. Как эту систему уравнений уложить в голове артиллериста, стрелка, да того же охотника? Первым на этот вопрос ответил гениальный немецкий оружейник, изобретатель, промышленник, Альфред Крупп. Да, да, крупповские пушки, крупповская сталь, это всё он же.
Так вот. Крупп предложил математическую модель. На сегодняшний день она называется G1. Суть её просто говоря, в следующем. Берем эталонную пулю (конструкцию её здесь приводить не будем для простоты разговора), и измеряем её замедления на всей дистанции полёта. Затем все остальные пули описываем как отношения их замедлений к замедлению эталона.
И вот тут появляется понятие баллистического коэффициента. Понятие это с одной стороны сложное, но с другой очень простое. Простым языком, ВС (ballistic coefficient), это способность пули сохранять свою скорость на траектори полёта. Коеффициент эталонной пули принят за 1. ВС всех остальных пуль измеряется и приводится производителем.
Баллистический коэффициент каждой пули будет определяться её массой, площадью поперечного сечения, и её формой.
Чем выше ВС пули, тем лучше она будет сохранять свою скорость на всей дистанции полёта. Тем выше будет настильность траектории.
Теперь вернемся к нашим баранам, и посмотрим на одну и ту же по конструкции пулю в калибрах .243, и 6,5.
Как видим, ВС пули в 6,5 значительно превосходит тот же параметр в .243. Вот отсюда и получается что 6,5 Creedmoor по настильности превосходит 243 Winchester.
Несмотря на чуть более высокие скорости в 243Win, его пуля тормозится быстрее, траектория более искривлена к горизонту, настильность ниже. И реальная стрельба подтверждает всё это на практике.
По горизонтальному искривлению из-за влияния ветра всё абсолютно так же.
Конечно, вся эта теория намного глыбже, ширше, и сложнее, но как мог, выразил свои доводы на пальцах.