В России наконец появится единый закон об охоте

Для закрытых и "забытых" тем

Модератор: Модераторы

alexyus
Опытный пользователь
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 17 май 2008, 23:00
Откуда: 0
Контактная информация:

#11

Сообщение alexyus » 06 июн 2008, 13:10

Кстати, посмотрел список "заявителей" среди них Виктор Петрович Водолацкий. Атаман Всевеликого войска Донского. Охотник. Лицо вроде бы как и заинтересованное. Только все знают как бояре на Руси охотятся :neutral:
Аватара пользователя
Andryusik
Опытный пользователь
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 15 апр 2008, 13:01
Откуда: Краснодарский кр, Динской район
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 55 раз
Контактная информация:

#12

Сообщение Andryusik » 06 июн 2008, 13:15

ОТЮТ ВАСИЛЫЧ очем спор этот закон повидемому только набросок и соглашусь с Михаил РнД его набрасали за 15 минут. И опятьже при любом законе и до столба докопаться можно, а тут оружие, патроны, собаки итд. Хотя это мое личное мнение.
Аватара пользователя
ОТЮТ
Опытный пользователь
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 05 сен 2007, 14:08
Откуда: Столица ЮФО
Контактная информация:

#13

Сообщение ОТЮТ » 07 июн 2008, 22:48

От докопаться всегда можно откопаться, если прав. А если законодатели пойдут по логике описанной Василичем, то получается, что я буду по закону не прав. А то, что это проект, понятное дело. Просто по мне вполне справедливое условие признание браконьерства. Судить по факту. Мало ли, что могут делать собаки в охот.угодье. У меня могут борзяки убежать из дома, и бегать в трех километрах, так я пойду за ними,а меня повяжут на основе домыслов!
Аватара пользователя
Глухарь
Опытный пользователь
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 18 янв 2007, 02:22
Откуда: Вологодская обл.
Контактная информация:

#14

Сообщение Глухарь » 07 июн 2008, 23:00

ОТЮТ, я не соглашусь с тобой по поводу собак. У меня самого собака и что она может сделать с молодняком весной или летом мне известно. Правильно прописано в законе на счет собак. Гуляй на здоровье но на поводке не в охот.сезон.
Чем хуже погода ,тем лучше охота
Аватара пользователя
ОТЮТ
Опытный пользователь
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 05 сен 2007, 14:08
Откуда: Столица ЮФО
Контактная информация:

#15

Сообщение ОТЮТ » 08 июн 2008, 00:00

Глухарь, повторюсь еще раз..в двух метрах от моего двора - охот.зона. Если я отпускаю собаку побегать, то по вашей формулировке, я получаюсь браконьером. Охот зона сразу за моим двором, а зверя там нет. Так почему я должен формально становится браконьером. Поэтому если принять вашу формулировку, то она нарушает мои права. Мне нужно будет ехать в город выгуливать борзых. Более того в момент тренировок они пробегают 15 км по охот зоне, и я несу ответственность за то, чтобы они не браконьерили. Вот если я с этим не справлюсь, то вот тогда я должен понести наказание. Но пока такого не было, а считать меня браконьером за выгул собак, с которыми ружье не нужно - это бред. Буду с зайцем вне сезона, то да. А по вашей логике - неправильно. Но елси представить, что вашу точку зрения примут законодатели, то закон работаь не будет. Заведомо понятно. Потому что во всей сельской местности, кроме охот зоны ничего другого нет. Как выгуливали, так и будем выгуливать, ибо выбора нет. Т.е принимать подобный закон(по вашей формулировке), чтобы его не исполняли. Это равносильно, что придти в гараж к вам, посмотреть, что у вас разный рисунок на колесах и выписать вам штраф, хотя может вы на машине и никуда не выезжаете уже более года, новы же при желании сможете выехать. Здесь можно сказать, но етсь же зона натаски собак. Есть. Заезжал в охот оющество в Калитве осенью, спросил. От самой калитвы до меня - 75 км. И зона натаски не в мою сторону, а в другую. Получается порядка 120 км. Я думаю это не единичный случай. Так вот давайте считать браконьерами не того, кто по какой-либо причине находится с ружьем в охот.зоне или с борзыми,а потому , что у него в рюкзаке. Есл нужнопривести пример, по которой можно окзаться с ружьем в охот зоне, то я приведу. Есть и такой, полностью реальный.
ohota
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 май 2007, 22:58
Откуда: Новочеркасск
Контактная информация:

#16

Сообщение ohota » 07 июл 2008, 14:51

Г.В. Куликом, М.С. Рохмистровым, Г.В. Гудковым Проект № 66299-5

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ ОХОТЕ»

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования, а также осуществления деятельности в области использования и охраны охотничьих ресурсов.

Глава 1 . Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон призван обеспечить реализацию права граждан на доступ к охотничьим ресурсам, а также гарантировать сохранение охотничьих ресурсов и среду их обитания.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охоты
Правовое регулирование отношений в области охоты осуществляется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охоты в случаях и пределах их компетенции, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 3. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охоты (использования и охраны охотничьих ресурсов).
Отношения, касающиеся оборота охотничьих ресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Глава 2. Управление и контроль в области охоты

Статья 4. Государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты
Государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется с целью наблюдения за численностью и воспроизводством охотничьих ресурсов, состоянием и качеством среды из обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, является частью государственного мониторинга окружающей среды. Государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 5. Государственный учет объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты
Государственному учету подлежат все объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты.
Государственный учет объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется на всей территории Российской Федерации по единой системе.
Граждане и юридические лица, осуществляющие ведение охотничьего хозяйства, обязаны проводить учет объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на предоставленных им в пользование охотничьих угодьях и предоставлять соответствующие данные уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Государственный учет объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, является частью государственного учета объектов животного мира.
Государственный учет объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 6. Государственный кадастр объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты
Государственный кадастр объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, содержит совокупность сведений о количественных и качественных показателях охотничьих ресурсов, среды их обитания, а также их использования и охраны.
Сведения Государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, формируется на основе данных государственного учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Государственный кадастр объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 7. Нормирование в области охоты
Государственное нормирование в области охоты заключается в разработке и принятии нормативов, лимитов, стандартов, инструктивно- методических и нормативно-технических документов.
Документы нормирования в области охоты, принятые в установленном порядке, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.
Статья 8. Государственный контроль в области охоты
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения гражданами и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охоты осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также за состоянием и качеством среды их обитания и ведением охотничьих хозяйств.

Глава 3. Право на доступ к охотничьим ресурсам

Статья 9. Право на доступ к охотничьим ресурсам
Каждый гражданин обладает правом доступа к охотничьим ресурсам. Условия и порядок доступа граждан к охотничьим ресурсам определяется настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Условия, необходимые для доступа граждан к охотничьим ресурсам
В целях. рационального использования и охраны диких животных, сохранения среды их обитания, обеспечения безопасности граждан законодательством Российской федерации определяются случаи, когда доступ к охотничьим ресурсам обеспечивается при условии:
достижения определенного возраста;
прохождения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с огнестрельным охотничьим оружием (сдача охотминимума);
наличия разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
наличия документов о правах на охотничьи угодья и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Порядок сдачи охотминимума устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11. Порядок доступа граждан к охотничьим ресурсам
Доступ граждан к охотничьим ресурсам осуществляется на основании удостоверения охотника и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
На широко распространенные и не представляющие ценности виды диких животных, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, как охотничьи ресурсы право доступа возникает у граждан в силу закона, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья 12. Удостоверение охотника
Удостоверением охотника являются охотничьи билеты, выдаваемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественными объединениями охотников.
Статья 13. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается гражданам при условии соблюдения требований, предусмотренных статьями 10 и 12 настоящего Федерального закона.
В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указывается лицо,
которому оно выдается, охотничьи угодья, количество и вид добываемых
диких животных, срок действия.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охоты.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих
ресурсов устанавливается уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Статья 14. Платность добычи охотничьих ресурсов
Добыча охотничьих ресурсов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом.
Коренные малочисленные народы Севера освобождаются от платы за добычу охотничьих ресурсов.

Глава 4. Охотничьи угодья

Статья 15. Состав охотничьих угодий
Охотничьими угодьями признаются территории и воздушное пространство над ними, на которых располагаются природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания диких животных, которые могут быть использованы для охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Статья 16. Охотничьи угодья общего пользования
Охотничьи угодья, находящиеся в открытом, общедоступном пользовании, в которых может осуществляться охота любым гражданином, получившим доступ к охотничьим ресурсам в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся к охотничьим угодьям общего пользования.
Статья 17. Охотничьи угодья, предоставляемые гражданам и юридическим лицам
Для ведения охотничьего хозяйства гражданам и юридическим лицам могут предоставляться охотничьи угодья в соответствии с земельным лесным и водным законодательством Российской Федерации.
Не допускается предоставление охотничьих угодий гражданам
юридическим лицам, если ведение охотничьего хозяйства не являет
основной целью их деятельности, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Сроки, на которые предоставляются гражданам и юридическим лицам охотничьи угодья
Гражданам и юридическим лицам для ведения охотничьего хозяйства предоставляются охотничьи угодья сроком не менее 25 лет, если иное не установлено федеральными законами.
Сроки, на которые предоставляются гражданам и юридическим лицам охотничьи угодья, указываются в договорах или иных документах являющихся основанием возникновения права на охотничьи угодья.
По истечении срока, на который были представлены охотничьи угодья,
граждане и юридические лица, ранее использовавшие их для ведения
охотничьего хозяйства, имеют преимущественное права на их получение на
новый срок.
Статья 19. Охотничьи угодья, закрытые для охоты
На особо охраняемых природных территориях или иных территориях, режим использования и охраны которых не допускают осуществление охоты, могут быть выделены охотничьи угодья, закрытые для охоты в промысловых и рекреационных целях. В указанных охотничьих угодьях допускается осуществление охоты только в экологических и научных целях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Порядок выделения охотничьих угодий
Выделение охотничьих угодий осуществляется после проведения охотничьего устройства, путем межевания территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия предоставления охотничьих угодий, порядок проведения охотничьего устройства и межевания охотничьих угодий определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 21. Порядок использования охотничьих угодий
Охотничьи угодья используются для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты с соблюдением экологических, санитарных и иных требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов.
Если охотничьи угодья располагаются на территориях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены в собственность или пользование гражданам и юридическим лицам для целей не связанных с ведением охотничьего хозяйства, проведение охотхозяйственных мероприятий осуществляется по согласованию с указанными лицами.

Глава 5. Порядок осуществления охоты, воспроизводства и охраны охотничьих животных

Статья 22. Понятие охоты
Под охотой понимается нахождение граждан в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, а также сам процесс выслеживания, преследования и добычи дики животных (зверей и птиц).
Нахождение граждан в охотничьих угодьях с продукцией охот; приравнивается к охоте.
Выслеживание, преследование и добыча диких животных (зверей ; птиц), не отнесенных в установленном порядке к объектам охоты, признается незаконной охотой в случаях и порядке, предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Виды охоты
Охота может осуществляться с целью заготовки и сбыта продукции охоты (промысловая охота) либо для личного потребления, отдыха и иных личных потребностей охотника (любительская и спортивная охота).
Особенности промысловой, любительской и спортивной охоты определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Продукция охоты
Продукцией охоты являются шкуры, пушнина, мясо и другая продукция, полученная в результате добычи охотничьих животных.
Заготовка и сбыт продукции охоты осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
В целях рационального использования, воспроизводства и охраны охотничьих животных, защиты здоровья и иных прав граждан оборот продукции охоты может быть ограничен в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Перечень диких животных, отнесенных к объектам охоты
Перечень диких животных, которые являются объектами охоты, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Перечень охотничьих животных, добыча которых без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, запрещена
Перечень охотничьих животных, добыча которых без разрешения на добычу охотничьих ресурсов запрещена, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 27. Правила охоты
Правила охоты определяют порядок и условия охоты, которые обеспечивают рациональное использование охотничьих ресурсов, их воспроизводство и охрану.
Типовые правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Типовыми правилами охоты органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила охоты, действующие на их территории.
Статья 28. Лимиты добычи охотничьих ресурсов
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
устанавливаются объемы допустимого изъятия охотничьих животных из среды их обитания (лимиты добычи охотничьих ресурсов).
Статья 29. Порядок и сроки охоты
Сроки проведения охоты или её запрещения, перечень разрешенных добыче видов животных, допустимые и запрещенные орудия и способы охоты, места, где допускается и запрещается охота, порядок использования собак и ловчих птиц, особенности охоты на отдельные виды диких животных определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 30. Приостановление и ограничение хозяйственной и иной деятельности, причиняющей вред охотничьим ресурсам и среде их обитания
Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охоты, и нормативных документов об охоте, может установленном порядке приостанавливаться и ограничиваться.

Глава 6. Ведение охотничьего хозяйства

Статья 31. Охотничье хозяйство
Охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по использованию и охране охотничьих угодий и охотничьих ресурсов, а также имущества и домашних животных, необходимых для его ведения (строения, транспортные средства, оружие, собаки и ловчие птицы, орудия охоты и иные объекты).
Использование имущества и животных осуществляется в охотничьих угодьях в соответствии с их назначением.
Статья 32. Лица, осуществляющие ведение охотничьих хозяйств
Охотничьи хозяйства ведутся гражданами и юридическими лицами, которым в установленном порядке предоставлены охотничьи угодья.
Статья 33. Порядок ведения охотничьего хозяйства
Ведение охотничьего хозяйства должно включать в себя проведение следующих мероприятий:
регулирование посещаемости охотничьих угодий охотниками;
проведение индивидуальных или массовых (облавных) охот;
строительство постоянных или временных строений и коммуникаций (базы отдыха, охотничьи домики, кормушки, охотничьи вышки, ловушки и иные объекты);
разработка кормовых полей, сенокошение, заготовка веников и подваливание деревьев кормовых пород для подкормки диких животных;
выделение особо защитных участков (воспроизводственных площадей, зон покоя, глухариных токов, бобровых поселений и иных участков);
увеличение и сокращение численности диких животных;
акклиматизация и реакклиматизация диких животных;
иные мероприятия, необходимые для осуществления охоты, воспроизводства и охраны диких животных и среды их обитания.
Особенности ведения охотничьего хозяйства определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охоты.

Глава 7. Разрешение споров и ответственности за нарушение законодательства в области охоты

Статья 34. Порядок разрешения споров в области охоты
Споры в области охоты разрешаются в судебном порядке.
Статья 35. Административная и уголовная ответственности за нарушение законодательства в области охоты
Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение вреда охотничьим ресурсам и охотничьим угодьям
Граждане и юридические лица обязаны полностью возместить вред, причиненный охотничьим ресурсам и охотничьим угодьям, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таксы для исчисления размера взыскания за вред, причиненный охотничьим животным, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
До приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом противоречащие ему положения Федерального закона «О животном мире» не действуют.
В части отношений, возникших до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу, если федеральным законом не предусмотрено иное.
ohota
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 май 2007, 22:58
Откуда: Новочеркасск
Контактная информация:

#17

Сообщение ohota » 07 июл 2008, 14:53

Вот один из отзывов

НУЖЕН ЛИ РОССИИ УБОГИЙ ЗАКОН ОБ ОХОТЕ?

Проект федерального закона № 66299-5 «Об охоте» включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы и направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и другие структуры для подготовки заключений, отзывов, предложений и замечаний.
Проект лаконичен – 36 статей можно уместить на десяти страницах. Пояснительная записка почти наполовину меньше. В ней в значительной мере верно отмечены существующие проблемы и то, что же должно быть решено законом: создание четкой законодательной основы ведения охотничьего хозяйства, порядка организации охоты, обеспечение реализации права граждан на доступ к охотничьим ресурсам, сохранение охотничьих ресурсов, устранение существующих пробелов и коллизий в законодательстве. К сожалению, эти правильные цели рассматриваемым законопроектом не достигнуты.
«Каждый гражданин обладает правом доступа к охотничьим ресурсам». «Настоящий Федеральный закон призван обеспечить реализацию права граждан на доступ к охотничьим ресурсам». Реализация права, но какого? Элитарного (процветающих ныне блатного и коррупционного) или эгалитарного (равнодоступного), о чем неоднократно писал С.П.Матвейчук?
Проект устанавливает, что «доступ к охотничьим ресурсам обеспечивается при условии достижения определенного возраста» (ст. 10). Ранее право охоты с огнестрельным оружием предоставлялось: с 18 лет – любительская охота, с 14 лет – промысловая, с любого возраста – безружейная (самоловная). Формулировка проекта порождает рой вопросов: А какого возраста? Кто определяет? Какой доступ: безружейная (самоловная) охота, охота с огнестрельным оружием? Или регламентация отдаётся на откуп Закону «Об оружии», который установил 18-летний возрастной ценз на право приобретения оружия и дозволял региональным законодателям снижать его, сначала без установления нижней планки, а потом – не более чем на 2 года. Такая позиция федерального законодателя, ущемляющая не только права охотников, особенно из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но и не оставляющая субъектам РФ достаточных возможностей для правового маневра, вряд ли обоснована.
Исследования показывают, что по сложившимся охотничьим традициям в России юноши начинают охотиться с родителями с 13-15-летнего возраста. В это время сильна тяга к знаниям, к природе, стремление легализовать свои охотничьи устремления. В ряде стран не запрещают, а наоборот, одобряют привлечение детей к охоте. Охотничий Устав Аляски поощряет взрослых к тому, чтобы брать с собой детей на охоту. Предусмотрена выдача разрешений на охоту на самцов американского лося детям от 8 до 17 лет. Причем установлено, что добыть лося может только ребенок, а не сопровождающий его взрослый охотник. Поэтому представляется, что возрастной ценз на право охоты с огнестрельным оружием должен быть решён конкретно именно в законе «Об охоте», и более либерально, чем в Законе «Об оружии».
Проект предусматривает прохождение испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с огнестрельным охотничьим оружием (сдачу охотминимума); порядок сдачи охотминимума устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 10).
К примеру, объем испытаний, установленный словами «обращение с охотничьим огнестрельным оружием», не предполагает проверки знания правил безопасного обращения с охотничьими ножами, топорами, капканами. Травмы, ранения от этих орудий труда более часты, нежели от огнестрельного оружия. Раньше испытания по минимуму охотничьих знаний предполагали проверку знаний не только правил охоты, техники безопасности, порядка обращения с огнестрельным оружием, но и биологии зверей и птиц, умения отличать охотничьих животных от иных (в том числе краснокнижных), техники добывания животных, первичной обработки продукции, оказания первой помощи пострадавшему, ориентированию на местности, правил пожарной безопасности в лесах и других вопросов.
Потом содержание испытаний по охотминимуму необоснованно сузили, заменив в испытаниях слово «охотминимум» на «правила охоты, техники безопасности, обращения с огнестрельным оружием». Данный проект не исправляет этот недостаток, не улавливает разницу в содержании формулировок, механически приравнивает одно к другому.
Порядок сдачи охотминимума предписывается установить уполномоченному федеральному органу. А кто разрабатывает, с кем согласовывает и утверждает программу (содержание) охотминимума? К примеру, Закон «Об оружии» устанавливает, что программа, в части правил безопасного обращения с оружием, должна быть согласована с МВД России.
Государственное управление в законопроекте начинается не с определения органов и распределения их компетенции (прав и обязанностей), а с деклараций о государственном мониторинге, учете, кадастре, которые ведутся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о нормировании и т.п.
Необходимость ведения по единой системе государственного мониторинга, учета, кадастра животного мира и среды его обитания установлена ещё в 1995 г. Однако до сих пор нет ни общей схемы, ни надлежащим образом утвержденных правил и методик учета и ведения кадастра, состава кадастровых сведений, форм учетной документации, методических указаний по их заполнению, порядка ведения мониторинга, а также публикации указанных материалов. Проект, к сожалению, не решает данных проблем, применительно к охотничьим животным и угодьям.
Отсутствует раздел «основные понятия». А понятия, определенные законом (охота, охотничьи угодья, охотничье хозяйство, ведение охотничьего хозяйства), вряд ли правильно описывают их суть. Так, «под охотой понимается нахождение граждан в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты...» (ст. 22). Есть сама охота, а есть приравнивание к охоте некоторых действий, облегчающее борьбу с нарушениями. Столетний период законодательство лишь приравнивало указанные действия к охоте. Или: если веники не заготовил, кормовые поля не разработал акклиматизацию и реакклиматизацию не осуществил, то следует признать, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется с нарушением установленного порядка и т.д. Что есть спортивная охота и каковы её особенности, которые должны быть определены законодательством (ст. 23) и каким именно?
Не прописан порядок (процедура, документы, сроки рассмотрения, кто это осуществляет и т.д.) предоставления охотугодий в пользование, отсутствуют основания и порядок лишения такого права. Не установлено, какими правами наделены граждане и юридические лица, получившие угодья для ведения охотничьего хозяйства. Не устранены коллизии между лесным законодательством и законодательством о животном мире в вопросах предоставления лесных участков для ведения охотничьего хозяйства. Зато появилась новелла: реализовать право доступа к ресурсам (право охоты) можно будет лишь при наличии документов «о правах на охотничьи угодья» дополнительно к охотничьему билету, разрешению на добычу охотничьих ресурсов, разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия. Или это есть «забытая» проектом, но существующая ныне обязанность охотников получать путевки или разрешения охотхозяйств (долгосрочных охотпользователей) при охоте на их территории?
Проект запрещает предоставление охотничьих угодий гражданам и юридическим лицам, если ведение охотничьего хозяйства не является основной целью их деятельности (ст.17). Сейчас у 99% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших право долгосрочного охотпользования, ведение охотничьего хозяйства не является основной целью их деятельности. Что сие значит? А то, что с принятием рассматриваемого законопроекта они теряют таковое право, поскольку «до приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом противоречащие ему положения Федерального закона «О животном мире» не действуют» (ст. 37). Эта последняя формулировка вообще способна парализовать предоставление права пользования охотничьими животными на неопределенный срок. Надо разработать «условия предоставления охотничьих угодий, порядок проведения охотничьего устройства и межевания охотничьих угодий», а также провести это самое межевание.
Нет перечня лицензионных (лимитируемых) видов, а также видов, добывание которых осуществляется за плату или бесплатно. Отсутствует перечень видов, вредящих охотничьему и сельскому хозяйствам и, в этой связи, подлежащих регулированию, как и порядок осуществления такого регулирования (или их разработки и утверждения).
Некоторые статьи дублируют друг друга (ст. 27 и 29 – правила охоты; порядок и сроки охоты), не имеют отношения к предмету регулирования данного закона (осуществление использования животных на особо охраняемых территориях – ст. 19). В главе 5, поименованной «Порядок осуществления охоты, воспроизводства и охраны охотничьих животных», нет статей, регламентирующих какие-либо вопросы воспроизводства и охраны охотничьих животных и среды их обитания.
Статья проекта об имущественной ответственности устанавливает, что «граждане и юридические лица обязаны полностью возместить вред, причиненный охотничьим ресурсам и охотничьим угодьям, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таксы для исчисления размера взыскания за вред, причиненный охотничьим животным, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (ст. 36). А как рассчитать вред охотугодьям (среде обитания)? Можно ли использовать утвержденные федеральные и региональные методики? Подлежит ли взысканию ущерб, связанный с недополучением потомства (добыта самка с эмбрионами)? Как поступать с незаконно добытой продукцией? Оставлять её нарушителю и взыскивать с него стоимость или обязательно изымать, а после изъятия ломать голову над тем, как сохранить, как вывезти, куда сдать, чем отчитаться и т.п.? Куда должны поступать суммы, взысканные в возмещение вреда, на что они должны использоваться (целевое назначение – на возмещение потерь в природе, или «в бездонные закрома Родины»), и т.д.?
Недостатки проекта можно перечислять долго. Поражает другое – скверная традиция писать законы с чистого листа, не обсуждая и не вырабатывая концептуальные основы регулирования того или иного вопроса, отрицая (игнорируя) все прогрессивные идеи в ранее предлагавшихся проектах, региональных законах об охоте, отбрасывая то регулирование, порядки, процедуры, которые существовали или существуют. Зачастую, вводя новые органы, процедуры, законодатель не указывает, а как же перейти к ним с того состояния, которое имеется. Например, как преобразовать Минсельхоз, Россельхознадзор и структурно не подчиняющиеся им, только что созданные спецорганы в области животного мира субъектов РФ в проектируемые «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» и «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охоты». Как перейти с существующего предоставления права долгосрочного пользования охотживотными и территориями, акваториями, на предполагаемое проектом закрепление охотугодий и т.д.
Законопроект пестрит отсылочными нормами (около двадцати). Описывая какие-нибудь сложные правоотношения или процедуры, отсылает к иному, бог весть какому, законодательству, уклоняясь от разрешения вопроса, откладывая его «на потом», нередко не называя и орган, который обязан это сделать.
Всю регламентацию в сфере охоты и ведения охотничьего можно разделить на пять блоков: управление (органы, структура, полномочия и т.д.); предоставление и реализация права охоты; предоставление и реализация права долгосрочного пользования охотничьими животными (называлось это по разному – закрепление охотугодий, предоставление права ведения охотничьего хозяйства); регламентация добывания охотничьих животных или правила охоты; имущественная ответственность (установление уголовной и административной ответственности уже давно ушло в другие отрасли права). Ни один из этих блоков законопроектом удовлетворительно не решён.
Из всех законопроектов об охоте, а их нам известно около двадцати, этот самый слабый. Менее дипломатичная оценка – халтура (некачественно выполненная работа). Как-то не укладывается в голове, что, он на полном серьезе, разослан столь широкому кругу органов.
Хотя я и сторонник скорейшего принятия охотничьего закона, но анализ законопроектной работы, норм законов и других нормативных правовых актов, изданных за последнее десятилетие, а также разноречивой, не сложившейся системы взглядов, позволяет сделать парадоксальный вывод: отсутствие Федерального закона «Об охоте» в настоящее время скорее благо, чем недостаток. Отсутствие закона во сто крат лучше, нежели убогий закон, порождающий больше проблем, нежели разрешающий их.
Невольно вспоминается декан Кировского охотфака Е.П.Сысоев, замечательный человек и прекрасный учитель. Чтоб построить не только охотничью избушку, но и толчок на два очка, – напоминал он нам, – надо много думать. Пока же чаще получается так: туалет построили, а потом оказывается не на том месте, а главное – надо копать яму или делать канализацию (а откуда брать воду, а очистные) и т.д.
Вчера права субъектов РФ в области охоты (и животного мира) были «национализированы», затем осуществление части полномочий РФ было передано обратно, но за счет субвенций (издевательских по размерам). Назначены органы, надзирающие за полнотой исполнения субъектами РФ переданных функций и целевым использованием средств. Уничтожена федеральная служба госохотнадзора. Сегодня предполагается опять все полномочия сосредоточить в центре. Действительно, принять закон можно любой. Это не только право депутатов, но и свидетельство их квалификации. Но на пользу ли это сохранению животного мира, биологического разнообразия?
Принятие того или иного закона не прекращает охоту. Если затрудняется возможность осуществления легальной, возрастает браконьерская и протестная. Закон сообщающихся сосудов! Но это ли надо охотничьему хозяйству?

Николай КРАЕВ,
биолог-охотовед,
зав. отделом «Хозяйство и Право»
ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт
охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова Россельхозакадемии,
кандидат юридических наук,
обладатель звания «Старший научный сотрудник
по специальности 12.00.06 – колхозное, земельное, водное,
лесное и горное право; правовая охрана природы»,
присужденного ВАК при Совете Министров СССР

Вернуться в «Архив»

Up

Down

Базы отдыха в России
cron
  Индекс цитирования