Знаете ли вы?...

Охотники и рыбаки - объединяйтесь! Форум для общения на любые темы.

Модератор: Модераторы

Правила форума
Внимание! Наш форум вне политики. Все сообщения имеющие политическую окраску - будут удаляться.
Аватара пользователя
seregaad
Опытный пользователь
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 06 ноя 2009, 09:48
Откуда: г.Астрахань/г.Волгоград/г.Москва/instagram: mad_duck34
Благодарил (а): 663 раза
Поблагодарили: 873 раза
Контактная информация:

Знаете ли вы?...

#271

Сообщение seregaad » 18 янв 2021, 14:19

Знаете ли вы, что резина липучка при морозе ниже -25 С эффективнее шипованной на льду)
Аватара пользователя
Алексей Семенович
Ветеран форума
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 13:16
Откуда: с. Александровское, Ставропольский край
Благодарил (а): 630 раз
Поблагодарили: 1172 раза
Контактная информация:

Знаете ли вы?...

#272

Сообщение Алексей Семенович » 22 янв 2021, 21:13

:hi: «Это роскошное и столь дорогое у нас в России лакомство»

Изображение

Какую дичь предпочитали русские гурманы
"Коммерсантъ" от 21.11.2020, 12:20
150 лет назад, в ноябре 1870 года, служители императорской Придворной охоты, недовольные мизерным жалованьем, подали прошения об отставке. Ведь, обслуживая многочисленных менее знатных любителей охоты и гурманов, обожавших особые блюда из дичи, они могли зарабатывать во много раз больше. Четыре десятилетия спустя цена на эти охоты выросла до заоблачных высот.
«Это просто объеденье»
Поздней осенью на Руси вкушали блюда, от одного упоминания названий которых и у людей знатных, и у простолюдинов, несмотря на холод за окном, теплело на душе. Ноября, с его надежным снегом и морозом, с нетерпением ждали и охотники, и гурманы, которые ради редких лакомств готовы были ехать в лесную глушь в другую губернию. Но чтобы поесть парной медвежатины или лосятины в первой половине XIX века в России, нужно было дружить с богатым помещиком, увлеченным охотой. А еще вернее — быть им.
На одной из таких барских, правильно устроенных, звериных охот побывал в середине 1850-х годов Н. Н. Воронцов-Вельяминов, литератор, служивший тогда в Московском губернском правлении. Он был приглашен в Калужскую губернию, где местный помещик — хозяин и распорядитель охоты — обещал ему двух медведей и не одно стадо лосей.
Для такой охоты каждый год собиралась огромная команда. Десять крестьян были обходчиками. Они отыскивали следы медведя и «обходили» его, то есть намечали круг, в центре которого оказывалась берлога. Человек пятьдесят были гонцами. С барабанами, трубами, тарелками и пистолетами они должны были криком, шумом и холостыми выстрелами будить медведя и гнать на стрелков. Их требовалось десятка два. Они тоже были из помещичьих крестьян и дворовых.
В барском охотничьем доме, находившемся в глубине леса, километрах в тридцати от усадьбы, всех участников охоты обслуживали лакей, буфетчик, два повара и кучера.
За несколько дней были добыты и медведь, и лоси. Н. Н. Воронцов-Вельяминов после лосиной охоты писал приятелю:
«Сейчас же на месте побоища звери были выпотрошены и для барской кухни вырезаны у них языки и филеи.
Из них был приготовлен нам на другой день завтрак, и я скажу тебе, что я редко едал что-нибудь подобное.
Мясо лося можно найти и в Москве, но это лось мороженый или маринованный, потерявший все свое истинное достоинство».
«На другой день,— продолжал Воронцов-Вельяминов,— мы завтракали медвежьими котлетами и лапами. Оба кушанья не имели дурного вкуса; но и не стоят тех похвал, которыми осыпают их гастрономы. Вот ростбиф из парного лося — другое дело; это просто объеденье».

После отмены крепостного права барские охоты с многочисленными «гонцами» стали большой редкостью
«Потребляется исключительно на месте»
Возможно, медвежьи лапы были несколько поспешно приготовлены и поэтому не произвели должного впечатления. В своих кулинарных книгах, изданных в 1850-е годы, знаменитый петербургский повар И. М. Радецкий рекомендовал готовить это блюдо следующим образом:
«Снять с медвежьих лап кожу, положить в маринату (уксус с пряностями, луком, солью и толченым перцем) на 24 часа, потом вынуть, обланжирить (обдать кипятком.— "История") и, когда закипят, выбрать в холодную воду, очистить, положить в кастрюлю, залить бресом (морковь, лук, корень петрушки, сельдерей и порей, тушеные с солью и пряностями до полуготовности в жире, снятом с бульона) и, снабдив солью и пряностями, сварить на легком огне до мягкости. Когда будут готовы, разрезать по составам в длину на 5 частей так, чтобы при каждой косточке осталась ровная часть мягкости, и запанировать в яйцо и тертый хлеб, потом в растопленное масло и тертый хлеб, и уложить на рошт (решетку.— "История"). За 15 минут до отпуска изжарить на угольях до колера с обеих сторон, уложить на блюдо и влить в середину остро-крепкий соус».
В русских кулинарных сборниках начала XX века советовали мариновать очищенные медвежьи лапы еще дольше — 48 часов.
А рецепт маринада давался более подробно:
«Одна бутылка уксуса, две бутылки воды, два стакана белого или красного вина, 3 лавровых листа, 15 золотников соли, 4 золотника перца, немного тмина и мускатного цвета, 40 золотников лука, 40 золотников моркови, 20 золотников сельдерея и петрушки, три луковицы-шалот, несколько штук гвоздики, сахар по вкусу на медленном огне увариваются на одну треть».
Маринад остужали и заливали им лапы. Спустя двое суток медвежатину следовало вынуть из маринада, уложить в сотейник на припущенные в масле лук, овощи, свиное сало, кусочки ветчины, залить говяжьим бульоном и тушить на медленном огне не менее шести часов. Не вынимая из навара, лапы остужали. И только после этого их нарезали, панировали и жарили на решетке над легким огнем. Видимо, эти многочисленные манипуляции и придавали дикому мясу диковинный вкус.
Кроме того, качество этого продукта зависело от возраста зверя. Авторы дореволюционных поварских книг уверяли:
«Лапы старых медведей считаются у гастрономов превосходным, лакомым блюдом».
Высоко ценились и медвежьи окорока, которые приготовлялись так же, как свиные,— солились и коптились. В северную столицу их привозили из Петербургской и Олонецкой губерний. Один из статистиков, делая обзор Пудожского уезда 1860-х годов, отмечал:
«Мясо зайцев, оленей, лосей… потребляется исключительно на месте большею частью самими крестьянами, и только медвежье мясо (окорока и лапы) иногда достается любителям из привилегированных классов».
Его доставляли в Петербург скупщики вместе с битой дикой птицей, которую они привозили в столицу десятками тысяч штук.
«Окорока и лапы медведя,— подтверждал И. М. Радецкий, обозревая торговлю припасами в Петербурге,— присылаются иногда охотниками для продажи в колбасные лавки, но если бы это редкое кушанье было в продаже на своем месте, то оно имело бы много потребителей».
В конце 1860-х годов в петербургском колбасном заведении А. Кирхгейма, славившемся богатым ассортиментом и высоким качеством товара, продавались копченая медвежья ветчина и медвежья колбаса — по 50 копеек за фунт. Их доставляли даже иногородним покупателям.
«Вогулки ее варят вместе с шерстью»

Северные народы имели особые представления об охоте и приготовлении дичи
«С отменой крепостного права,— писал экономист В. П. Безобразов в 1880 году,— прекратилась и любительская охота всякая, производимая в прежнее время исключительно одними помещиками, державшими целые стаи всяких собак и десятки даровых охотников из дворовых-крепостных, кормившихся даровым крестьянским хлебом и мясом, получавшимся от тех же крестьян даром. В настоящее время место этой охоты заступила промысловая охота, производимая как некоторыми из уцелевших дворовых — барских охотников, так и из крестьян».
В 1860–1870-е годы даже в Петербургской губернии у них было много возможностей заработать: в лесах еще в изобилии водились медведи, дикие козы, лоси и северные олени.
В мясных лавках Петербурга с ноября по февраль стала продаваться лосятина. И так как цена ее была ниже любого другого мяса (5–10 копеек за фунт), то она быстро заинтересовала владельцев хороших кухмистерских. В их меню «жаркое из лосины» сделалось весьма обыкновенным блюдом. В середине 1870-х годов особенно вкусно его готовили в кухмистерской Мильбрета — самой известной столичной кухмистерской, кормившей в течение дня до 700 человек.
Но гурманы охотились за лосиной губой.
Правильно приготовленная она превращалась в роскошное лакомство — нежное заливное.
Прозаик и этнограф П. П. Инфантьев, вспоминая о своей поездке к вогулам на Иртыш, писал:
«Нам привелось питаться тем же, чем питались и вогулы, т. е. вареным в одной воде, без всяких приправ, оленьим и лосиным мясом или жареным на сале. Даже лосиную губу, которой мы имели в изобилии, это роскошное и столь дорогое у нас в России лакомство, вогулки ухитрялись так приготовлять, что его решительно нельзя было взять в рот без отвращения. По понятиям вогулов, лосиную губу нельзя палить, иначе будет лось бросаться на охотника; поэтому ее варят вместе с шерстью, и таким образом этот нежный кусок весь пропитан каким-то кислым, прогорклым вкусом. Сколько мы ни умоляли наших кухарок приготовить ее нам по нашему рецепту, мы никак не могли добиться этого».
В Петербурге лосиная губа доставалась за большие деньги по особому заказу у мясника или напрямую — по знакомству с охотником.
Положению вольных охотников из бывших крепостных стали даже завидовать служители Придворной охоты, в обязанности которых входило приготовление и участие в охотах самого главного охотника в государстве — императора Александра II. В ноябре 1870 года некоторые из них подали через управляющего охотами прошение об увольнении их со службы. Оклады служителей не менялись с 1843 года, а продукты питания подорожали за это время в Петербурге в три с половиной раза. Обер-егермейстер граф Ферзен писал об этой проблеме министру императорского двора:
«Ни один порядочный служитель, не только семейный, но и одинокий, получая семь, девять, а некоторые и пять рублей ассигнациями в месяц, не могут при настоящей дороговизне существовать…
Обязываюсь почтительнейше просить Ваше Сиятельство ходатайствовать у Его Императорского Величества о прибавке жалованья…
В настоящее время открылось много частных охотничьих компаний, которые платят значительно более охотникам-специалистам, чем таковые получают в Императорской охоте, и потому беспрестанно люди из команды просят об увольнении их, имея в виду выгодные места как в частных охотничьих обществах, так и при железных дорогах, и если соглашаться на их увольнение и не дать им приличного содержания, то в весьма скором времени Государю Императору невозможно приготовлять охоты».
Но служба в придворной охоте приравнивалась к военной службе.
«Чины егерской команды,— писал генерал-лейтенант Н. И. Кутепов,— были лишены права покидать ее по собственному желанию; они, так сказать, были прикреплены к службе, составляя нечто вроде особого крепостного сословия».
И от управляющего охотами потребовали разъяснить просившим об увольнении:
«Если кто из служителей не будет подчиняться обязанностям их службы, то, на основании существующих правил, будет переведен на действительную же военную службу и начнет оную рядовым на полный срок; те же, кои окажутся неблагонадежными в военной службе, будут отданы в арестантские роты».
А новые штаты Придворной охоты были утверждены лишь при новом императоре в 1882 году.
«Что касается цен за берлоги»
Так называемые общественные охоты первыми стали устраивать москвичи. В январе 1867 года Московским обществом охоты имени императора Александра II были наняты несколько псковских егерей-окладчиков.

Успех охоты во многом зависел от искусства окладчиков
«Не смотря на вьюги и поземки,— говорилось в отчете общества,— искусные эти окладчики доставили случай некоторым из членов видеть их умение выставлять зверя на охотника… В продолжение охотничьего сезона застрелено: медведей 5 старых, 3 молодых, волков 8, лосей 14, диких коз 2».
Не менее удачным был зимний сезон 1870–1871 года.
«Зимние охоты с неподражаемыми псковскими окладчиками-егерями шли превосходно,— сообщалось в отчете Правления общества.— Задержанные распутицею, они начались только 19 ноября и продолжались без устали по два выезда в неделю и по две, и по три охоты в день. Всего добыто в течение зимы: медведь 1, волков 28, лосей 14, лисиц 10».
За четыре месяца каждый егерь заработал по 120 рублей.
В середине 1870-х годов в Московском обществе охоты начались разногласия из-за того, что некоторые его члены стали охотиться на медведей небольшими группами.
«На охоту на медведей члены Общества ездят не иначе как втроем, редко вчетвером. Охоты эти не считаются общественными,— занесено в отчет за 1874–1875 год.— В прежние годы нам случалось бывать на довольно многочисленных охотах на медведей, и, хотя добыча доставалась одному, но тем не менее все были очень веселы и довольны…
Желательно очень, чтобы охоты на медведей были бы доступнее для членов, желающих в них участвовать, и чтобы лица, имеющие возможность содействовать устройству этих охот, доставляли бы о них сведения прямо в управление Общества».
На этих частных охотах той зимой было убито восемь медведей. И на общественной охоте на медведей, устроенной Обществом в Новгородской губернии, было добыто два медведя.
Делилась добыча обычно так.
Шкура и голова медведя или лося отдавались тому, кто их убил, а медвежьи окорока или лосиная туша распределялись между всеми участниками охоты поровну.
В начале XX века охотникам-любителям обеих столиц уже так редко удавалось попасть на медвежью охоту, что вошло в норму платить крестьянам, выследившим медведя, только за право убить зверя. Английский натуралист и писатель Чарльз Корниш, рассказывая своим читателям о буром медведе, сообщал:
«Крестьянам платят большие деньги за объявку медведя. Петербургские спортсмены охотно ездят за 300–400 верст на медвежью охоту, получив телеграмму».
Правда, охотников было гораздо больше, чем медведей. И охотник-любитель В. В. Нейман писал в 1908 году:
«Что касается цен за берлоги здесь на севере, то благодаря большим карманам некоторых денежных тузов и не менее большому аппетиту некоторых окладчиков, они возросли до невероятных размеров».
Но охотников и гурманов, живших во дворцах и особняках, непомерные цены на берлоги не волновали. И они с трепетом ждали очередного прихода ноября. Пока не случился ноябрь 1917 года.
Аватара пользователя
hunter179
Ветеран форума
Сообщения: 1762
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 19:55
Откуда: Севастополь
Благодарил (а): 2920 раз
Поблагодарили: 2889 раз

Знаете ли вы?...

#273

Сообщение hunter179 » 08 фев 2021, 08:10

Как пел Владимир Семёнович: - Было дело и цены снижали...

Изображение

В 1948 на охотничье оружие снизили на 15%

Изображение

Вот здесь статья: pikabu.ru/story/stalinskoe_snizhenie_tsen_19471954_gg_6324247 там фото газет со снижением цен с 1947 по 1953 года.

И это в страшные годы послевоенной разрухи и восстановления страны.
Сравнил с нынешними временами, постоянному росту цен на всё и вся и как то неуютно на душе стало...
ТОЗ БМ ш Tikka Koski H45 АС Вэлью
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке!
Аватара пользователя
Фантом23
Опытный пользователь
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 17 окт 2013, 15:33
Откуда: Краснодар, Краснодарский край
Благодарил (а): 257 раз
Поблагодарили: 304 раза
Контактная информация:

Знаете ли вы?...

#274

Сообщение Фантом23 » 08 фев 2021, 09:19

Нда! В наше время невиданных урожаев зерновых цена на хлеб растет как на дрожжах! :suicide: про рост цен в стране на бензин при мировом спаде цен на нефть не шутил только ленивый! Как нам вещает народная мудрость - доллар подорожал, цены на все выросли. Доллар подешевел, цены ни одна падла не снизила. Значит дело не в долларах, а в падлах! :drinks:
А утки летят высоко - далеко, я их подманю рукой!
И в манок прокричу - Эй, утя! Сюда иди, да!!!
Аватара пользователя
aleks0462
Ветеран форума
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 06 сен 2012, 12:08
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 965 раз
Поблагодарили: 1179 раз

Знаете ли вы?...

#275

Сообщение aleks0462 » 08 фев 2021, 10:02

hunter179 писал(а):
08 фев 2021, 08:10
И это в страшные годы послевоенной разрухи и восстановления страны.
Сравнил с нынешними временами, постоянному росту цен на всё и вся и как то неуютно на душе стало...
Ну Вы это, популизмом тут не занимайтесь. :-D А ль не знаете, как тяжело страну из "руин" ...алистических подымать.
В эпоху лжи и лицемерия,
Во времена циничных смут,
Охота - для души лечение,
И сердцу ласковый приют!
Аватара пользователя
Solomon
Ветеран форума
Сообщения: 2478
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 19:03
Откуда: Ставрополь
Благодарил (а): 4404 раза
Поблагодарили: 1906 раз

Знаете ли вы?...

#276

Сообщение Solomon » 07 мар 2021, 18:47

Почему и сарматы, и казаки всегда предпочитали кастрированных коней - меринов?
***
В фэнтези часто можно встретить описание горячих боевых жеребцов. Удила, мол, рвут, играют, скачут, в битву рвутся...)

На самом деле все, как всегда, немножечко не так, как в воображении фантастов (в большинстве своем - плохо знакомых с военной историей). На самом деле воин-всадник практически любого народа предпочитал идти в бой либо на кобыле, либо на мерине, но не на нехолощенном жеребце.

У нас есть свидетельства, что боевых коней кастрировали еще сарматы - возможно, лучшие всадники своего времени. Об этом писали такие известные авторы, как Страбон, Аммиан Марцеллин, лошадник-ветеринар поздней античности Апсирт, и другие.

Так, например: "...Из коней у сарматов многие по обычаю кастрированы, чтобы, увидев кобыл, возбужденные, не влеклись к ним либо, беснуясь в засадах, не выдавали непрерывным ржанием наездников."(с) Аммиан Марцеллин.

"У сарматов же придумано еще новорожденных холостить и таким образом делать их кастратами" (с) Апсирт

Собственно, зачем это делалось, идеально объяснил старый вояка Марцеллин. И в дальнейшем кочевники всей Евразии, практически любых народов, боевых коней холостили, оставляя некоторую часть жеребцов только на развод. Исключение - скифы, согласно древним авторам ездившие на кобылах, и всадники позднего Рима, по некоторым сведениям, ценившие именно агрессивность жеребца.

Эта тенденция - использовать в кавалерии (то есть именно для похода и боя) либо кобыл, либо, что чаще, меринов, продержалась до XIX века.
Например, поручик лейб-гвардии уланского полка фон Вольф в "Руководстве для систематического обучения кавалериста и его коня одиночной полевой езде и подготовки обоих к занятиям по полевой службе..." 1889 года писал: "Молодежь любит сидеть на красивых жеребцах-крикунах с лебединой наеденной шеей, забывая, что не таков тип боевого коня. Во фронте они кричат, калечат людей и лошадей, а в разъезде, где нужно соблюдать крайнюю осторожность и тишину, такая лошадь своим ржанием легко может обнаружить присутствие разведчиков и подвергнет опасности весь разъезд. Более подходящим для нашей службы является мерин (кобылы неудобны тем, что раз или два в год или даже чаще бывают в охоте, и каждый раз в течение недели и нередко месяца или двух, причем они упрямятся, не едят корма и т.д.). У казаков более правильный взгляд на это дело: они редко ездят на жеребцах и почти никогда на кобылах, мерин есть любимец этого боевого сословия".

Вот такие дела, господа фантасты.
Лучший друг кавалериста - спокойный, управляемый мерин, лишенный гормональных взбрыков.
МЦ21-12 ,CZ Ringneck , ,ORSIS 120, хатсан-125 Бретон ФРИДА
Аватара пользователя
Solomon
Ветеран форума
Сообщения: 2478
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 19:03
Откуда: Ставрополь
Благодарил (а): 4404 раза
Поблагодарили: 1906 раз

Знаете ли вы?...

#277

Сообщение Solomon » 22 мар 2021, 09:21

Писатель-фантаст Александр Романович Беляев.
Это он придумал голову профессора Доуэля, летающего человека Ариэля, Ихтиандра...
Он придумал, потому что не сдавался. Хотя вся жизнь его — типичное проявление того, что называют "родовым проклятием" в народе. А как на самом деле это называется — никто не знает.
В детстве Александр Беляев потерял сначала сестру — она умерла от саркомы. Потом утонул его брат. Потом умер отец, и Саше пришлось самому зарабатывать на жизнь — он еще был подростком. А еще в детстве он повредил глаз, что потом привело почти к утрате зрения. Но именно в детстве он сам выучился играть на скрипке и на пианино. Начал писать, сочинять, играть в театре. Потом, в юности, сам Станиславский приглашал его в свою труппу — но он отказался.
Может быть, из–за семьи отказался. Кто знает? Он как раз женился в первый раз. Через два месяца жена его оставила, ушла к другому. Прошло время, рана затянулась и он снова женился на милой девушке. И одновременно заболел костным туберкулезом. Это был почти приговор. Беляева заковали полностью в гипс, как мумию — на три года. Три года в гипсе надо было лежать в постели. Жена ушла, сказав, что она ухаживать за развалиной не собирается, не для этого она замуж выходила. И Беляев лежал, весь закованный в гипс. Вот тогда он и придумал голову профессора Доуэля — когда муха села ему на лицо и стала ползать. А он не мог пальцем пошевелить, чтобы ее прогнать... Но этот ужасный случай побудил Беляева написать роман. Потом, когда он все же встал на ноги, стал ходить в целлулоидном корсете. Полуслепой и некрасивый. А был красавец в молодости...
Он писал и писал свои знаменитые романы Фантазия его не иссякала, добро побеждало зло, люди выходили за пределы возможностей, летали на другие планеты, изобретали спасительные технологии, любили и верили. Хотя немного грустно он писал. Совсем немного. Если вспомнить, в каком он был состоянии...
Он женился потом на хорошей женщине. И две дочери родились. Одна умерла от менингита, вторая — тоже заболела туберкулезом. А потом в Царское Село пришли фашисты — началась оккупация. Беляев не мог воевать — он почти не ходил. И уехать не смог. Он умер полупарализованный, от голода и холода. А жену и дочь фашисты угнали в Германию. Они даже не знали, где похоронен Александр Романович.
Потом жене передали все, что осталось от ее мужа — очки. Больше ничего не осталось. Романы, повести, рассказы. И очки. К дужке которых была прикреплена свернутая бумажка, записка. Там были слова, которые умирающий писатель написал для своей жены: "Не ищи меня на земле. Здесь от меня ничего не осталось. Твой Ариэль"...
МЦ21-12 ,CZ Ringneck , ,ORSIS 120, хатсан-125 Бретон ФРИДА
Аватара пользователя
Solomon
Ветеран форума
Сообщения: 2478
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 19:03
Откуда: Ставрополь
Благодарил (а): 4404 раза
Поблагодарили: 1906 раз

Знаете ли вы?...

#278

Сообщение Solomon » 22 мар 2021, 14:32

Виссарион Григорьевич Белинский едет по вечернему Петербургу на извозчике.
Извозчик видит - барин незаносчив, из простых, пальтишко на нём худое, фуражечка, - в общем, можно поговорить. Спрашивает:
- Ты, барин, кем будешь?
- А я, братец, литературный критик.
- А это, к примеру, что ж такое?
- Ну вот писатель напишет книжку, а я её ругаю.
Извозчик чешет бороду, кряхтит:
- Ишь, говна какая
МЦ21-12 ,CZ Ringneck , ,ORSIS 120, хатсан-125 Бретон ФРИДА
Аватара пользователя
Solomon
Ветеран форума
Сообщения: 2478
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 19:03
Откуда: Ставрополь
Благодарил (а): 4404 раза
Поблагодарили: 1906 раз

Знаете ли вы?...

#279

Сообщение Solomon » 23 мар 2021, 19:38

НАШЕ КИНО: "РЕСПУБЛИКА ШКИД"

В 1967 году фильм стал одним из лидеров проката. Однако выходу картины предшествовала долгая и не слишком весёлая история: «Республику ШКИД» пытались запретить, и только чудом её удалось выпустить на экраны.

Первоначально Геннадий Полоко снимал 2-серийный фильм, но от него остались всего полтора часа. Все, что не устроило цензуру, было сожжено. Тогда говорили, что «Республика ШКИД» напоминает энциклопедию для хулиганов. Не помог даже абсолютно социалистический конец фильма.

Режиссёр Геннадий Полока:
«Во-первых, естественно, этот демократизм, который там был, когда в школе было самоуправление, вызвал ярость. У меня были две главы, в которых это было доведено до кульминации. Одна глава – вторая – была о Слаенове, вот этом ростовщике, когда он уже дошёл до того, что он сам был хозяином ШКИДа и еду для своей гвардии заказывал из ресторана, представляете?


Г.Белых и Л.Пантелеев


Причём они счастливую жизнь представляли своеобразно – это чистое бельё. Они сидели в белоснежных кальсонах, официанты им всё приносили, и изголодавшиеся маленькие пели им жалобные песни. И вся история со Слаеновым, ростовщиком, тоже была вырезана, потому что, мол, не могла советская власть допустить, чтобы доходили до такого безобразия уголовного».

«Неугодные» главы вырезали, но после этого встал вопрос о полном и окончательном запрещении фильма. Министр внутренних дел СССР счёл «Республику ШКИД» «энциклопедией для школьных хулиганов», а заместителя министра Баскакова возмутили эпизоды, в которых проводятся открытые демократические выборы.
Действительно, герои «Республики ШКИД» создали в своей школе новую модель общества: республику, где каждый имеет право голоса и все правящие должности являются выборными.


Но в 60-е годы не могло быть и речи о том, чтобы выпустить фильм, пропагандирующий демократию американского образца.
Режиссёру помог случай. Геннадий Полока продемонстрировал «Республику ШКИД» на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино. После этого самые известные режиссёры страны выступили за то, чтобы картина вышла в прокат.

«»Республику ШКИД» я снимал на сопротивлении, — вспоминает Геннадий Полока. — Я был молодым режиссером с полутора фильмами за плечами, на чужой для меня студии «Ленфильм», где за мной шла слава капризного: не взял на роль Викниксора (директора школы Виктора Николаевича Сорокина — прим. ред.) Андрея Попова, которого утвердила студия, вместо него пригласил молодого Юрского. Еще не исчезла атмосфера оттепели. И я был одержим желанием ответить фильмом на какие-то важные политические вопросы.

Я хотел в «Республике ШКИД» смоделировать эдакое общество своей мечты. Через год после выпуска тогдашний председатель Госкино Баскаков мне сказал: «Жалко, что меня не было, когда ты сдавал картину: я бы ее не принял. Что это за выборы у тебя там в школе, вроде американских, каждый кандидат со своей программой выступает: кому это у нас нужно?».

«Республика ШКИД» была для меня принципиальной картиной, но об этом группа не знала, я проводил свои идеи в одиночку, ни с кем не делясь. Фильм, между прочим, хоть он и самый мой известный, тоже пострадал. Две готовые новеллы из него изъяли, он должен был быть двухсерийным. Причем уничтожили негатив, и поэтому восстановить изъятое впоследствии я уже не смог».

Несмотря на то, что наиболее выразительные эпизоды, связанные с самоуправлением в «Республике ШКИД», были уничтожены цензурой, внимательные зрители смогли разгадать замысел режиссёра. Впрочем, далеко не все занимались поиском подтекста: большинство наслаждалось яркими и убедительными картинами жизни 20-х годов, замечательной игрой актёров и залихватским юмором. Фильм понравился как взрослым, так и детям

А ведь препон на пути фильма было немало. Сначала — скандал со сценарием.

— 11 режиссеров, прочитав сценарий, написанный Леонидом Пантелеевым, от картины отказались, — говорит Полока. — Главным героем там был персонаж Мамочка, выведенный на первый план в угоду властям: попадая в школу, он сначала ворует, потом исправляется и спасает пионера. Как ни парадоксально, Пантелеев, хотя и был соавтором книги, не любил «Республику ШКИД». Это и понятно: от него там была только глава «Ленька Пантелеев». Остальное принадлежит перу его друга по школе им. Достоевского — Григория Белых, проходящего в тексте как ученик Янкель.

За две недели я сделал другой сценарий, пионерию, правда, пришлось оставить. На худсовете Пантелеев заявил, что это безобразие: в картине все гениально, кроме режиссера. Сергей Юрский, сыгравший директора ВикНикСора, за меня вступился, но на этом конфликт не закончился. Позже подняли дело Григория Белых, которого посадили как врага народа. Показания против него дал именно Пантелеев. А ведь он получил гигантские деньги с проката «…ШКИДа» за то, что его имя стояло в титрах! Григория же сгубила болезнь заключенных — туберкулез.

Готовый фильм год лежал на полке: не пропускали, пока Союз режиссеров за него не проголосовал. В прокат выпустили, сделав «обрезание». Удалили сцену, где ученики ставили поэму Блока «12»: Иисуса играл Гога, священника — ВикНикСор. На словах про Русь толстозадую Рычков поднимал юбку, а на штанах было написано: Русь. Вырезали первую главу про ростовщика Слоенова, который в ресторане устраивал пиршества… Когда мне предложили продать полную версию картины на телевидение, поехал я за отснятыми главами, а их уничтожили. Монтажниц на «Ленфильме» подкупили.

Многих актеров на роли малолетних преступников Полока нашел в спецприемниках.
— Искал подростков, знающих о воровстве не из рассказов, — говорит режиссер. — На съемки их привозили под конвоем. Получалось, правда, не со всеми. Был у нас парень по фамилии Кривуля. Взял его за специфическую некрасивость.

Его мать жила с немцем, и он был помешан на фашистской символике. Оказалось, что парень еще и с гомосексуальными наклонностями: на картине стал наших малышей принуждать к этому. Дело не шуточное: в советское время за такое статья была. Старшие ребята разобрались с ним, помутузили хорошенько, но в картине он остался — в эпизодах.

Режиссеру приходилось следить и за тем, чтобы актеры не преступали закон. О «шалостях» на съемках вспоминает Александр Кавалеров (Мамочка):
— Однажды мы взяли с площадки пистолет и ограбили магазин. А как-то перерезали центральный провод звукозаписи на «Ленфильме». Встало 16 картин. Было нас 120 детей из спецшкол: как уследить за всеми? Что бы ни крали в киногруппе, все валили на нас.

Но режиссер находил с нами общий язык. Помню, в сцене, когда «шкидовцы» украли щи, он не мог заставить нас смеяться. Геннадий Иванович встал на стол, снял штаны и показал пятую точку: все гоготали до конца дня.
Роль хулигана Мамочки сделала юного актёра Александра Кавалерова знаменитым. После выхода «Республики ШКИД» Саша получил множество предложений от самых разных режиссёров.


Александр Кавалеров — Мамочка в 14 лет был на площадке одним из самых низкорослых.
— Звездность после картины сделала плохое дело. Пить начал, кодировался, потом снова за старое. У него шестеро детей от шести разных жен. Последняя квартиру забрала, его выгнала, — переживает режиссер.

— Моя шестая жена — Олеся Гумарова, — рассказывает Кавалеров. — У нас двое детей, которых я люблю. Развелся с ней, чтобы она, как мать-одиночка, получила льготу на квартиру. Потом еще и выписался. Два года бомжевал, пока меня не забрала Маша. Она врач с двумя детьми. У меня в 60 лет наконец появился дом.

Вячеслав Романов — Воробья тоже нашли в исправительном учреждении для подростков. Потомственный автомобильный вор. Вся его семья была криминальная: они угоняли машины и разбирали на запчасти. В начале картины его герой стреляет в ВикНикСора.
— Слава украл с площадки маузер, чтобы бабушку напугать, — говорит режиссер. — Наставил на нее оружие и над головой бабули выстрелил. Он окончил курсы гримеров в Питере. Но с работы его выгнали: стал подворовывать — тогда дефицит был накладок.


Артура Исаева, сыгравшего Пантелеева, на съемки привозили из колонии. Попал он туда за то, что отлупил отца-тирана — начальника охраны Мелькомбината. Артур был чемпионом мира по борьбе без правил.

— Играл очень хорошо: с нервом, пластикой, — вспоминает Полока. — После съемок Георгий Товстоногов хотел его взять в Ленинградский театральный институт, где заведовал кафедрой. Но у Исаева за спиной было лишь шесть классов, его бы не приняли. После фильма Артура стали узнавать, а он стыдился, что он простой рабочий. Уехал в Архангельск, пошел на завод. Он умер неожиданно — от сердечного приступа.

Юлия Бурыгина — Эланлюм. На роль жены директора школы пробовалась Вия Артмане, но режиссер решил снимать собственную супругу.
— Она была красивая, статная, — объясняет режиссер. — Мы прожили вместе десять лет. У нас была такая близость… Но она не могла иметь детей, а я этого сильно хотел. Юлия ревновала, потому что я повод давал. Развод произошел во время съемок «Интервенции».


Мои родители ее так любили, что мне пришлось уйти из дома, а она осталась с ними. На весь гонорар от «Республики ШКИД», это около трех тысяч рублей, я купил Юле квартиру. К сожалению, она не вышла замуж, хотя за ней ухаживал актер Никита Подгорный. В кино перестала сниматься, работала в Малом театре. Умерла Юля во время приступа астмы. Баллончик закатился под стол, и ее нашли в такой позе — тянущейся к лекарству.

Юрий Рычков — Купец приехал в Ленинград поступать на актерский факультет. Мечту он осуществил после съемок. Был ведущем актером в театре Ярославля, режиссером во Владимирском драмтеатре.
— Потом произошла история, которая его сгубила, — сокрушается Полока. — Из-за полученной взятки он вынужден был уйти из труппы. Стал фермером, разводил пчел, ударился в староверство. Писал стихи. В 2000 году скончался от инфаркта.


Виолетта Жухимович — Тоня Маркони. Единственную женскую роль — малолетнюю беспризорницу сыграла студентка актерского факультета ГИТИСа.
— Ветта была в меня немножко влюблена. Ей — 19, мне — 35, было такое обожание! — вспоминает Полока.
— На пробах мы репетировали ключевую сцену в распределителе, где я лежу на нарах с Левой Вайнштейном, — говорит Виолетта. — По книге у итальянки Тони длинные волосы, а у меня — короткая стрижка.

Режиссер решил, что такая пацанка может лежать на нарах с любым беспризорником и не возникнет подтекста. Я чмокнула Леву в щеку — это был мой первый поцелуй.Творческая жизнь у меня не сложилась, хотя я очень люблю играть в театре. Началась перестройка, развал студий, работы не было… Я четыре раза была замужем, но сегодня живу вдвоем с братом.


Лев Вайнштейн — Гришка Янкель окончил режиссерский факультет ГИТИСа, снялся в нескольких фильмах, в том числе в «Хронике пикирующего бомбардировщика». В конце 70-х переехал в США. Работал водителем, швейцаром, радиорепортером, режиссером-постановщиком.
— В начале перестройки он приехал ко мне, — говорит Полока. — Я пообещал помочь, дать роль. Он сказал: «Поеду собирать вещи и вернусь». Не успел. Скончался от отека легкого.

Алексей Дагодаев — Савушка актером не стал. Сменил много профессий: моряк, геодезист, строитель.
— За съемки в «Республике…» мы получали в месяц 80 рублей, правда, все шло родителям, — вспоминает он. — На гонорар мне купили гитару, еще осталось на отдых в Одессе. Фильм я не забыл: написал сценарий «Республика ШКИД 45 лет спустя».

Владимир Колесников— Слоенов до фильма играл Павла Корчагина во Дворце пионеров. В картину он пришел проситься на роль Пантелеева, но режиссер отдал ему роль маленького ростовщика, поработившего всю школу. Он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, открыл свой театр в Ленинграде. Потом уехал в Чехию, но там с карьерой не сложилось. В 2010 году ему исполнилось 60 лет.


— Я поставил много спектаклей, ездил по Европе. Но потом случилось несчастье: попал в милицию в Ростове, — вспоминает Владимир. — Услышал шум на улице. Вышел, а внизу милиционеры с мужиком выясняют отношения. Сделал замечание, меня — в «обезьянник». Избили и вещи мои итальянские поделили. Очнулся с проломленным черепом. Здоровье сильно после этого пошатнулось. Театр пришлось закрыть. Сейчас на чистом воздухе работаю дворником. Мне нравится ни за что не отвечать.

После завершения съёмок в «Республике ШКИД» исполнитель роли Цыгана Анатолий Подшивалов проходил пробы на главную роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша»». Во время проб на студии на актёра упал осветительный прибор. Подшивалов получил тяжёлые травмы и больше не вернулся в кино.

Вспоминает Николай Годовиков .Помню, в далеком детстве я постоянно посещал различные кружки – и художественного слова, и хоровой, и музыкой занимался, даже бальными танцами и хореографией. Позже поступил в Ленинградский физико-механический техникум.


Вдруг однажды однокурсник Толя Красиков сообщает, что объявили набор подростков для съемок в фильме «Республика ШКИД». Мы с другом срочно отправились в ДК пожарных на просмотр. Меня поразило количество ребят, желающих сняться в кино, — перед нами толпилось человек двести, а вскоре и за нами выстроилась огромная очередь.

В итоге из всей распрекрасной команды выбрали именно меня: «Все свободны, а ты, рыжий, останься!». Честно говоря, это милое приключение всерьез я не воспринял и вскоре обо всем забыл. Но кино уже распахнуло передо мной свои двери…

Потом начались фотопробы и кинопробы. Режиссер «Республики ШКИД» Геннадий Полока пригласил меня на просмотр и спросил: «Тебе нравится? Считай, что Воробей — твоя роль!» Но худсовет мою кандидатуру зарубил. И тогда Геннадий Иванович взял меня в группу окружения главных героев.

В «Республике ШКИД» я переиграл много эпизодов. А в одной сцене при монтаже появлялся одновременно в двух лицах — шкидовца и беспризорника. Мне даже нос задирали скотчем, чтобы изменить внешность. Однажды Саша Кавалеров, знаменитый Мамочка, возмутился: «Что такое! Я играю главную роль, а Годовиков постоянно в кадре».

На этой картине я впервые встретил замечательного Павла Борисовича Луспекаева. Помню съемки эпизода бучи в школе, когда шкидовцы заперлись в классе и заблокировали мебелью дверь. Павел Борисович играл учителя физкультуры, который одним движением плеча прорывал баррикаду и врывался в помещение.

Нашей задачей было вовремя дернуть за веревку, чтобы мебель с легкостью рухнула. По сюжету Сандро Товстоногов, который играл Дзе, с размаху бил Луспекаева табуретом по голове, когда тот появлялся в классе.Табурет изготовили из пенопласта и, чтобы смягчить удар, скрепили спичками. На всякий случай плотники сколотили два табурета.

Видимо, второй оказался прочнее, потому что когда Сандро саданул Луспекаева по голове, тот чуть не потерял сознание. Каким-то невероятным усилием воли Павел Борисович произнес: «Не шали!», и после этих слов тяжеленное кресло, которое мы с Витькой Переваловым едва успели подставить, благополучно рухнуло. Придя в себя. Луспекаев повернулся к Полоке и сказал: «Прости, но второй дубль — перебор!»

Прототипами Янкеля и Пантелеева были авторы книги «Республика ШКИД» Григорий Белых и Леонид Пантелеев.
Леонид Пантелеев рассказывал: «»Республику ШКИД» я написал с моим другом по ШКИДу Григорием Белых в 1926 году, ему тогда было 19 лет, а мне 17. Работали мы над «Республикой ШКИД» два с половиной месяца. Написав, стали чесать затылки, куда нести рукопись. Отнесли в губернский отдел народного образования, потому что мы знали там заведующую.

Она приходила к нам в школу, но мы не знали, что эта дамочка по совместительству еще заведовала и детским отделом Ленинградского Госиздата. Рукопись наша ей понравилась, и она тут же передала ее своему помощнику – Самуилу Яковлевичу Маршаку».

Критика назвала фильм энциклопедией для хулиганов. И тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей. Устроить бы современным хулиганам обязательный просмотр этого фильма в воспитательных целях…

«Республику ШКИД» за первые десять дней посмотрело 17 миллионов зрителей!

5-го октября 2010 года открыта мемориальная доска Республики Шкид на здании, где находилась знаменитая и любимая нами школа Достоевского — на Старо-Петергофском проспекте д. 19 в Санкт-Петербурге.
МЦ21-12 ,CZ Ringneck , ,ORSIS 120, хатсан-125 Бретон ФРИДА
Аватара пользователя
Алексей Семенович
Ветеран форума
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 13:16
Откуда: с. Александровское, Ставропольский край
Благодарил (а): 630 раз
Поблагодарили: 1172 раза
Контактная информация:

Знаете ли вы?...

#280

Сообщение Алексей Семенович » 28 мар 2021, 21:16

:hi: Кабель жизни с "денежкой" по ночам опускали на дно Ладоги, чтобы спасти блокадный Ленинград
Как тянули электричество с Волховской ГЭС в блокадный Ленинград. И почему высоковольтный кабель оказался "денежным".
Вряд ли есть хоть один русский человек, который не слышал про блокаду Ленинграда в годы ВОВ. Почти все слышали и про Дорогу Жизни, по которой вывозили ленинградцев в эвакуацию. Но мало кто знает про "Кабель жизни", который спасал осажденный Ленинград.
Энергетическая блокада
После осады города возникли сложности не только с провизией, но и с топливом, которое было необходимо для выработки электричества. и без того скудные запасы топлива быстро иссякли, поскольку электростанции работали на полную мощность, чтобы снабжать оборонные ленинградские заводы.
В итоге к зиме 1941-42 город ждал настоящий энергетический кризис. Осталась рабочей лишь одна электростанция, которая снабжала всего три организации - госпиталь, хлебозавод и Смольный.
В это же время в городе Волхов шли бои на Валимском ручье. Волхов стал важнейшим рубежом - нельзя было пропустить фашистские войска и дать им возможность замкнуть второе кольцо блокады. Волхов практически стал передним краем обороны Ленинграда.
Падёт Волхов – падёт Ленинград
«Падёт Волхов – падёт Ленинград!» — сказал маршал Жуков.
Эти слова предопределили направление усилий. В результате оборона перешла в наступление и враг был отброшен.
Все силы ПВО в Волхове защищали гидроэлектростанцию от налетов авиации. Защищали успешно- станция не была разбомблена.
После того, как враг был отодвинут непосредственно от Волхова, на станцию вернули часть эвакуированного и спрятанного оборудования, но осталось неясным, как дать электричество в окольцованный Ленинград.
Кабель жизни
В августе 1942 было решено проложить высоковольтный кабель по дну Ладожского озера, где он будет недоступен вражеской артиллерии. На разработку проекта дали всего 11 дней, а на прокладку 2 месяца.

Изображение

Кабель укладывали на дно с баржи по ночам, в условиях секретности. На дне его принимали и монтировали водолазы. Все работы выполняли преимущественно женщины, хотя отбирали, конечно, наиболее сильных и крепких.
Работы были сделаны даже быстрее намеченного времени и уже 23 сентября 1942 года в Ленинград с Волховской ГЭС по дну озера пошло электричество. Этот день - день прорыва энергетической блокады.

Изображение

Позже, когда на Ладоге встал лед, была устроена и навесная линия электропередач, которую монтировали на столбах, вмерзших в лед. Эта ледовая линия проработала всю зиму. Но основной линией была подводная.

Изображение

Кабель "с денежкой" или "денежный кабель"
Почему его так называли?
Кабель для прокладки по дну озера производили в Ленинграде на заводе Севзапкабель (да, где сейчас каток и общественное пространство).
Но в городе не было необходимого запаса изоляционной бумаги. Было принято решение использовать бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска банкнот, которая обладала необходимыми характеристиками. Поэтому и назвали этот кабель - кабелем "с денежкой".

Изображение

Под Невским проспектом
После восстановления нормальной электролинии, с переходом через Неву в районе Шлиссельбурга, подводный кабель стал ненужен. Его достали со дна озера и использовали повторно уже в городе.
Именно этот кабель прокладывали под Невским проспектом. Говорят, он служит городу до сих пор. И вряд ли кто догадывается, что под главной улицей лежит тот самый "Кабель жизни с денежкой", который когда-то спасал блокадный Ленинград.

Вернуться в «Просто общаемся»

Up

Down

Базы отдыха в России
  Индекс цитирования