ВВС Украины: выбор меча
Важнейшей характеристикой державы является ее обороноспособность как возможность обеспечивать суверенитет и территориальную неприкосновенность собственными силами. Наряду с коллективными системами безопасности (военными блоками), национальные вооруженные силы остаются важнейшим механизмом обеспечения обороноспособности страны. В наследство от СССР Украине досталась одна из мощнейших в Европе группировок войск с ядерным оружием и стратегической авиацией. За дальнейшие два десятилетия Вооруженные Силы Украины сократились численно примерно в четыре раза, полностью были ликвидированы стратегические ракетно-ядерные средства и авиация. Сокращение Вооруженных Сил не может оставаться единственной и главной целью военных реформ, однако, похоже, за время независимости Украины реформирование армии происходило лишь в этом направлении. В итоге боеспособность Вооруженных Сил Украины понизилась до критического уровня. «Техническое состояние наличного вооружения и военной техники характеризуется быстрыми темпами сокращения ресурса технической пригодности. Из-за недостаточного финансирования Вооруженные Силы Украины подошли к критической черте, когда две трети самолетов и вертолетов не могут подняться в воздух и более половины боевых кораблей и судов обеспечения не способны выполнять задачи в море», — так оценил сложившуюся к 2009 году ситуацию в Вооруженных Силах министр обороны Ю. Ехануров. Кроме этого, министр отметил, что «...переоснащение Вооруженных Сил новейшими образцами вооружений усложняется отсутствием замкнутых циклов их производства в оборонно-промышленном комплексе Украины и хроническим недостатком финансовых ресурсов в течение всех предыдущих лет. Несмотря на наличие нескольких уникальных разработок вооружений, украинская армия из-за низкого уровня финансирования сегодня не способна закупить ни одного образца военной техники. Такая ситуация негативно сказывается и на оборонно-промышленном комплексе государства». Между тем военно-политическое руководство страны способно реагировать на сложившуюся ситуацию лишь очередными кадровыми перестановками, и заклинаниями о контрактой армии и вступлении в существующие военные блоки. Мужду тем, перевод Вооруженных Сил Украины на контрактную службу без внедрения современных вооружений и техники, перспективных военных технологий в конечном итоге не приведет к созданию профессиональной армии, соответствующей новому поколению войн. Результативность этого направления развития зависит не только от финансового обеспечения Вооруженных Сил, о чем постоянно говорят представители власти, но и от современности технического оснащения войск. А идеологи «коллективной безопасности» должны учитывать, что плата, требуемая за такую безопасность, может превышать имеющиеся реальные возможности государства. Для реального восстановления обороноспособности Украины, прежде всего, необходимо привести программы переоснащения Вооруженных Сил в соответствие с новыми военными технологиями. Тем более, что критическое положение в Украине сложилось именно с теми видами боевой техники, которые оказались наиболее востребованными в войнах нового поколения. Смена поколения войн и военных технологий — процесс объективный и не зависит от степени готовности отдельных стран к новым способам вооруженной борьбы. Стратегия нового поколения войн разработана Объединенным Комитетом начальников штабов вооруженных сил США в конце XX столетия. В ней нашли отражение подтвержденные боевым опытом основные военные теории, ставшие основой военной политики США. Стратегической задачей новых войн была провозглашена не оккупация территории противника, а уничтожение жизненно важных объектов государственной структуры с целью принуждения противника к выполнению поставленных условий или смене политического режима. Технологическим инструментом подобных войн становится высокоточное оружие воздушного и морского базирования, массированное и непрерывное воздействие которого на военно-экономические объекты, транспортно-управленческие центры противника лишает его способности организованно сопротивляться и наносить ответные удары. В этих условиях важнейшим инструментом борьбы становится многоэшелонная система воздушно-космической обороны инфраструктуры, крупных населенных центров и отдельных стратегических объектов государства. Использование средств воздушного нападения для решения стратегических задач войны переносит основные боевые действия в воздушное пространство, делает превосходство в воздухе непременным условием современной войны, а борьбу за воздушное пространство — одним из важнейших этапов стратегических наступательных и оборонительных операций. Отражение воздушного удара противника может стать переломным моментом в борьбе за стратегическую инициативу в конфликте. Таким образом, боевая авиация и средства дальнего действия противовоздушной обороны ВВС становятся важнейшими элементами военного потенциала государства. Тем более для Украины — с географически доступным со всех сторон света воздушным пространством и цепью гидротехнических сооружений, атомными и тепловыми электростанциями, крупными городами и промышленными предприятиями. Очевидно, что при проведении военных реформ в Украине особого внимания требуют ВВС и ВМС, так как именно эти виды вооруженных сил играют главную роль в современных войнах, и в восстановлении их Украина будет испытывать наиболее серьезные трудности. В силу объективно сложившихся обстоятельств на вооружении ВВС Украины остались фронтовые истребители МиГ-29 и истребители-перехватчики Су-27, а тактическая ударная авиация представлена штурмовиками Су-25 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24. Стратегическая авиация, в соответствии с принятыми Украиной обязательствами, была частично уничтожена, частично передана России. В настоящее время боевой состав ВВС Украины устарел и не отвечает ни новым военным технологиям, ни мировым тенденциям замены узкоспециализированных самолетов многофункциональными авиационными комплексами. Еще в ходе вьетнамской кампании была предпринята не совсем удачная попытка перехода к многоцелевому истребителю (F-4). Временный отказ от этой идеи объяснялся недостаточным уровнем совершенства бортового радиоэлектронного оборудования и, естественно, специализированной подготовкой летного состава — либо к ведению воздушного боя, либо к ударам по наземным целям. В этой ситуации более дешевый и эффективный в решении специфической боевой задачи специализированный самолет практически не оставлял шансов многоцелевому по критерию «стоимость-эффективность». К созданию многофункционального истребителя вернулись в процессе реализации приоритетной для ВВС США программы ATF. Исследования в рамках этой программы были направлены на отработку облика перспективного ударного истребителя, но вскоре после начала работ они были переориентированы на разработку истребителя завоевания превосходства в воздухе. Это произошло после появления нового советского истребителя Су-27. В 1991 году ВВС США остановили свой выбор на малозаметном истребителе фирмы Локхид-Мартин F-22A «Рэптор». Однако уже в 1993 году ВВС стали настаивать на придании истребителю дополнительно разведывательных и ударных функций. При этом ВВС согласились даже на ухудшение малозаметности истребителя из-за необходимости размещения оружия на внешних подвесках, так как объем внутренних отсеков оружия не обеспечивал размещение дополнительного вооружения. Таким образом, первый истребитель пятого поколения был создан как многофункциональный. Безусловно, такая трансформация стала возможной благодаря созданию многофункционального радиоэлектронного комплекса на основе бортовой электронно-вычислительной машины, значительно расширившей возможности пилота в боевых условиях. Естественно, универсальность самолета, выполняющего несколько задач в течение одного боевого вылета, вела к росту массогабаритных характеристик и стоимости самого самолета. Однако рост стоимости многофункционального истребителя относительно узкоспециализированного компенсировался сокращением количества самолетов, необходимых для выполнения поставленных боевых задач. При этом многофункциональность самолетов предъявляет повышенные требования к эффективности их использования в боевых операциях, что вызывает необходимость включения авиации в единую боевую систему с информационно-управляющим пространством. Универсальные возможности современных истребителей потребовали пересмотра существующих традиций по оснащению ВВС легкими и тяжелыми истребителями в определенном соотношении. Ранее основными аргументами в пользу легких истребителей выдвигались относительная дешевизна и простота, естественно, высокий при этом экспортный потенциал и гипотетическая возможность государства по наращиванию воздушной мощи или, по крайней мере, компенсации потерь авиации в течение вооруженного конфликта. Однако, такая возможность связана с действием многих факторов, не имеющих прямого отношения к «легкости» истребителя. Да и сама по себе классификация «легкий» в настоящее время не имеет четкого определения. Если брать во внимание взлетную массу, то разброс весовых характеристик истребителей этого подкласса, находящихся на вооружении ВВС разных стран, настолько велик (например, от 8,5 т у МиГ-19С до 22,7 т у МиГ-35), что классификационный признак становится слишком размытым. Кроме этого, модернизация с целью приведения боевых возможностей в соответствие с новыми военными технологиями приводит, как правило, к увеличению взлетного веса. Если классификация «легкости» связана с функциональными ограничениями и упрощенным бортовым оборудованием, то на мировом рынке вооружений более востребованными становятся многоцелевые авиакомплексы. При этом цены на мировом рынке оружия не являются прямым отражением себестоимости продаваемого образца. Поэтому сейчас в ВВС развитых стран самолеты классифицируются по функциональному предназначению, а не по взлетному весу, и этот принцип положен в основу развития боевой авиации. Состав же истребительной авиации ВВС Украины отражает существовавшую традицию «весового» разделения: «легкие» — фронтовые истребители МиГ-29 и «тяжелые» — истребители-перехватчики Су-27. «Победа улыбается лишь тем, кто способен предвидеть грядущие изменения в характере войны, но не тем, кто ждет появления изменений, а затем пытается к ним приспособиться», — так говорил генерал Дуэ. Но речь идет не о предвидении грядущих изменений в характере войны, а о готовности Вооруженных Сил Украины к защите страны в условиях современных войн. Однако здесь, скорее, уместно говорить о катастрофическом снижении боеспособности армии, долгое время игнорируемом руководством страны. При наличии у отечественного авиастроения достижений мирового уровня в области пассажирской и военно-транспортной авиации в Украине отсутствует опыт и научно-конструкторская база по созданию боевой авиации и ряда классов авиационного оружия. В этих условиях создание в Украине собственными силами боевых самолетов нереально. Таким образом, остаются следующие пути восстановления боевой авиации ВВС Украины: • модернизация состоящих на вооружении боевых самолетов; • лицензионное производство иностранных образцов авиационной техники; • закупка иностранных самолетов и авиационного оружия. Выбор любого из вариантов связан с отводимой военно-воздушным силам ролью в обеспечении военной безопасности Украины, видением их структуры с учетом мировых тенденций развития боевой авиации. Проще говоря, на данном этапе необходимо определиться с выбором типов боевых самолетов и способов оснащения ими военно-воздушных сил. Но стоимость реализации любого из вариантов будет высокой. Теоретически менее затратная модернизация существующего авиационного парка ВВС Украины может оказаться тупиковой в силу политических обстоятельств. Немаловажным фактором является отсутствие технической документации на модернизацию. Российские авиационные фирмы в условиях бюджетных ограничений создали программы модернизации базовых моделей, реализация которых привела к появлению серии многоцелевых и многофункциональных боевых самолетов поколений «4+» и «4++» наземного и корабельного базирования. Однако российские программы могут оказаться недоступными для ВВС Украины в силу ряда причин. В то же время несогласованные с разработчиком программы модернизации могут не дать ожидаемых результатов по расширению боевых возможностей. Кроме этого, может появиться формальный повод для предъявления претензий из-за нарушения прав интеллектуальной собственности, что может вызвать необходимость повторного выпуска всего объема конструкторской документации с вытекающими отсюда последствиями. К этому следует добавить, что стремление к приданию самолету многофункциональности потребует соответствующего авиационного оружия и, как следствие, доработки или полной замены бортового радиоэлектронного оборудования. Вполне возможно, что доведению одного из типов украинских истребителей (МиГ-29 или Су-27) до уровня многоцелевого истребителя поколения «4+» Министерство обороны предпочтет модернизацию трех типов тактических самолетов — МиГ-29 или Су-27, Су-25 и Су-24, что при более ограниченных возможностях самолетов может сохранить количественный состав боевой авиации. Смена поколения войн стимулирует смену поколений боевых самолетов. Однако смена поколений техники также процесс, требующий длительного подготовительного этапа. Поэтому авиационные комплексы поколения «4+» достаточно долго будут составлять основу ВВС многих стран. Характерным примером сказанному является создание боевых самолетов в Европе: НАТО отреагировала на смену поколений созданием концерном «Еврофайтер» истребителя ПВО и завоевания превосходства в воздухе EF-2000 «Тайфун» по программе единого европейского истребителя EFA. Франция, вышедшая из этой программы, реализовала собственную программу «Европейский боевой самолет». Им стал многоцелевой «Рафаль» фирмы «Дассо». К самолетам поколения «4+» относится и шведский многоцелевой истребитель JAS-39 «Грипен» фирмы SAAB. В данной ситуации наиболее целесообразным и реальным решением является организация лицензионного производства многоцелевых/многофункциональных истребителей поколения «4++». Тем не менее, казалось бы, самый надежный способ создания для Украины современной боевой авиации и научно-производственного комплекса по разработке и промышленному выпуску боевых самолетов, по всей вероятности, может оказаться также недоступным. Приобретение лицензии и подготовка промышленности к выпуску лицензионной продукции требует следующих решений: • сообразуясь с военной и экономической целесообразностью, лицензия должна приобретаться на наиболее современную боевую технику, так как технологическая подготовка производства и процесс освоения сложной продукции требует определенного времени; • существуют обоснованные сомнения в реальности продажи Украине лицензий на производство новейших американских истребителей F-22, F-35 и европейских — JAS-39, «Рафаль» и EF-2000. В лучшем случае, США могут продать одну из модификаций устаревших F-15 или F-16; • в случае продолжения украинским руководством курса евроатлантической интеграции ставится под сомнение возможность покупки Украиной лицензии на производство российского боевого самолета. В случае возобновления конфронтации с Россией, а соответственно, сворачивания военно-технического сотрудничества, Украина потеряет шансы на организацию наиболее дешевого лицензионного производства боевых самолетов, способных обеспечить современный уровень военно-воздушных сил Украины вплоть до 2030 года. Очевидно, что для подавляющего большинства государств военно-воздушные силы в условиях войн шестого поколения становятся силами стратегического сдерживания, быстрого реагирования и завоевания превосходства в воздухе. Кроме того, многофункциональность боевых самолетов позволяет создать более рациональную структуру авиационного парка без yщерба для боевых возможностей ВВС. Украина сохраняет возможность создания боеспособных ВВС с многофункциональным парком тактической авиации, но только посредством мирового оружейного рынка. По-прежнему болезненным для государственных чиновников остается выбор «национальности» основного боевого самолета. Важным критерием здесь является цена. Проводившийся несколько лет назад тендер на закутку самолетов для Южной Кореи показал более привлекательную цену предлагаемого Россией истребителя Су-35 (36-38 млн. долл. США) по сравнению с европейскими («Рафаль» — 75 млн. долл. и EF-2000 — 98 млн. долл.) и американскимустаревшим F-15K(50 млн. долл.). Однако существует и более весомый аргумент в пользу выбора российской авиационной техники, который, к сожалению, по-прежнему игнорируем украинской стороной. Использование ВВС развитых стран дорогостоящего высокоточного оружия для выборочного разрушения стратегических объектов и «минимизации» потерь среди мирного населения рассчитаны на массированное применение, что предполагает обязательное превосходство атакующей стороны в воздухе. Многофункциональность самолета должнаобеспечивать его участие в решении обеих задач – завоевании превосходства в воздухе и нанесении удара по наземным целям, возможно даже, последовательно в одном боевом вылете. Но, как известно, многофункциональность авиационного комплекса возможна лишь при наличии на борту соответствующего боекомплекта и системы управления этим оружием. Предусмотренное массированное использование средств воздушного нападения требует вооружения максимально возможного количества самолетов средствами борьбы с воздушным противником и поражения объектовых целей. К тому же пуски управляемого оружия по наземным и морским целям должны осуществляться на максимально допустимых дистанциях, позволяющих носителю оставаться вне зоны действия системы противовоздушной обороны противника. Закупку самолетов на тендерной основе следует рассматривать как приобретение боеготовой авиационной системы с соответствующим комплектом управляемого оружия, адаптированного к установленной бортовой системе управления оружием. Многоцелевые возможности европейских истребителей последнего поколения («Рафаль», EF-2000 и JAS-39) обеспечиваются крылатыми ракетами StormShadow/SCALP франко-британского концерна MBDA и KEPD-150/350 TAURUS германо-шведского концерна EADS/Bofors, а многофункциональность американского перспективного истребителя F-35 — крылатой ракетой AGM-158 JASSM. Однако выбор «национальности» приобретаемого авиационного комплекса не в полной мере зависит от желаний украинского руководства, так как в некоторых странах существуют ограничения на передачу или продажу новейшего ударного вооружения, не говоря о продаже лицензий на его производство. Приобретение даже современного истребителя, с потерей при этом его многофункциональности, не отвечает интересам Украины — ни военным, ни экономическим. Программы военных реформ противоречивы, а их реализация не демонстрирует беспокойства военно-политического руководства о безопасности страны и показывает безликость силового ведомства. Ограниченность финансовых возможностей требует, по всей вероятности, иного подхода к техническому переоснащению ВВС Украины при постоянных заявлениях властных структур о переводе армии на контрактную службу и о необходимости евроатлантической интеграции. Следует учитывать, что подобные заявления имеют свои отрицательные последствия, если становятся предметом политических спекуляций. Новое поколение войн характеризуется высоким уровнем технического вооружения, что само по себе предусматривает высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащих, становящихся во все большей степени операторами на сложных системах оружия и военной техники. Одной из мировых тенденций развития управляемого ракетного оружия является унификация его образцов, что дает положительные результаты при производстве, эксплуатации (боевом применении), обслуживании и подготовке кадров. При реализации программ перевооружения представляется оправданным выбор унифицированной системы управляемого ракетного оружия, максимально отвечающей современным военным технологиям и универсальной по своему применению во всех видах вооруженных сил. Подобная система с учетом существующей научно-промышленной базы в Украине могла бы стать основой для разработки и производства перспективных образцов ракетного оружия. Выбор такой системы позволил бы сформировать единый подход к формированию технических требований, к созданию организационной структуры видов и вооруженных сил в целом. Подобная система была создана в России и, самое главное, имеет экспортный вариант. Данная система включает в себя крылатые ракеты надводного, подводного, наземного и воздушного базирования, предназначенные для решения ударных задач практически всех видов вооруженных сил. Кроме этого, существуют предложения о возможном расширении номенклатуры входящего в систему ракетного оружия, что практически сделает эту систему универсальной по спектру решаемых боевых задач. Одной из мировых тенденции развития управляемого ракетного оружия является унификация его образцов. В России такая экспортная система, получившая шифр «Club», включает четыре подсистемы: «Club-N» для вооружения надводных кораблей; «Club-S» для вооружения подводных лодок; «Club-M» — береговой комплекс ракетного оружия с ракетами для поражения надводных и наземных целей; «Калибр-А» — авиационный ударный комплекс с крылатыми ракетами ЗМ-54АЭ, ЗМ-54АЭ1 для поражения надводных и ЗМ-14АЭ — наземных целей. Система «Калибр-А» создана на базе разработанных ОКБ «Новатор» (г. Екатеринбург) для ВМФ России крылатой ракеты ЗМ-14 «Калибр» и противокорабельной крылатой ракеты ЗМ-54 «Бирюза». Базовая система включала две подсистемы — «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ», которые функционально предназначались для оснащения надводных кораблей и подводных лодок соответственно. По распространенной фирмой «Сухой КнАА-ПО» информации, комплекс «Калибр-А» рассматривается в качестве ударного оружия большой дальности последней модели сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35. Ракеты комплекса предназначены для поражения в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью стационарных (малоподвижных наземных и береговых) и морских целей: • целями для высокоточных ЗМ-14АЭ будут служить командные пункты, склады вооружений и топлива, аэродромные и портовые сооружения; • противокорабельные ракеты комплекса будут использоваться против одиночных и групповых надводных целей, начиная от крейсера до корветов включительно. Ракеты предназначены для поражения целей в условиях радиоэлектронного противодействия. Носителями авиационного ракетного комплекса в ВВС и ВМС России будут многоцелевые истребители и фронтовые бомбардировщики Су-35, Су-34, Су-33 и Су27КУБ. РСК «МиГ» также заявила о возможности вооружения им многофункционального истребителя МиГ-35 (МиГ-29М2). Кроме этого, истребители Су-35 при поставке на экспорт могут оснащаться ракетой сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» 17231 (экспортная версия разрабатываемой ОКБ «Новатор» ракеты КС-172 с дальностью стрельбы 400 км). Ракета 17231 имеет широкую номенклатуру поражаемых воздушных целей на дальностях до 300 км в диапазоне высот от 3000 до 30000 м. Сочетание высоких летных характеристик, сверхманевренности с широкой номенклатурой многоцелевого вооружения и разведывательными возможностями многорежимного бортового радиоэлектронного оборудования позволяет использовать истребитель Су-35 в качестве разведывательно-ударного комплекса. Кроме того, оснащение истребителей Су-35 автоматической помехозащищенной системой обмена данных позволяет использовать истребитель в качестве командного пункта для координации действий группы истребителей (до 14 самолетов). Дальность действия ракетного ударного оружия не оставляет шансов на сохранение в условиях вооруженного конфликта авиапромышленности на территории любого из европейских государств, кроме России, а следовательно, исключает вероятность восполнения потерь, а тем более наращивания воздушной мощи за счет производства более легких и дешевых самолетов. Да и само понятие «легкий» стало полностью условным. В связи с этим Украина в перспективе может отказаться от ставшего традиционным принципа комплектования авиационного парка ВВС и перейти к минимизации номенклатуры состоящих на вооружении боевых самолетов. Представляется целесообразным номенклатуру основных боевых самолетов ВВС и ВМС Украины ограничить двумя типами: многофункциональным истребителем Су-35 и фронтовым бомбардировщиком Су-34. Многофункциональность подобного тандема в сочетании специфических возможностей высокоманевренного истребителя Су-35 и фронтового бомбардировщика Су-34 способна обеспечить решение всех боевых задач — от борьбы за превосходство в воздухе до нанесения мощных высокоточных ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям. Подобной гибкости боевого использования самолетов способствует номенклатура носимого штатного боекомплекта ракетного оружия. Создание самолетов на основе базовой модели Су-27 дает экономические и организационные преимущества в течение всего их жизненного цикла. Последним доводом в пользу российской «национальности» перспективных украинских боевых самолетов мог бы стать вклад подобного решения в реформирование Вооруженных Сил и в организацию новых промышленных технологий с последующим выходом на мировой рынок. Значение этого вклада напрямую зависит от решения системной проблемы «боевые самолеты — системы ракетного оружия». От достигнутых результатов при решении этого вопроса зависит дальнейшее оснащение всех видов Вооруженных Сил унифицированной системой ракетного оружия. Для этого обсуждаемую для поставок номенклатуру авиационного ракетного оружия следовало бы дополнить полной номенклатурой системы «Club», ракетами Х-61 и ЗМ-55, ракетой класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности 17251 (или КС172) и минимум двумя типами зенитных управляемых ракет 9М96Е 9М96Е2 (9М96 и 9М96М). Такой комплекс ракетного оружия способен стать основой уникальной организационной структуры Вооруженных Сил и даже возродить проект Ан-70 для военно-воздушных и военно-морских сил (в качестве патрульного и противолодочного). Однако, даже попытка восприятия подобного довода в сложившихся политических условиях в Украине требует от чиновников гражданского мужества. В то же время затянувшийся фальстарт военных реформ оставил без ответа вопрос: «Что ожидает ВВС Украины — полеты во сне или наяву?» (По статье Вантробы В.Ю.,старшего научного сотрудника регионального филиала Национального Института Стратегических Исследований, г. Днепропетровск, журнал «Наука и техника» 4/2010)