Подниму слегка тему...
Слегка продолжил подготовку к следующему сезону (весеннего в наших краях нет в принципе...).
В упомянутом не так давно отчете о поездке в лес я упоминал, что в моей любимой одностволке ИЖ-18Е, которая является моим первым ружьем (куплено в 1990-м с рук), прошлой осенью случилась осечка, причем согласно Закону Мэрфи при выстреле по весьма желанному для многих (а для меня диковинному) трофею, а именно Его Величеству среди боровой дичи Глухарю.
До этого случая осечек не было. Решил с этим вопросом разобраться. Как это сделать? Конечно при помощи полной разборки УСМ.
И так начинаю. Как выше упоминал, осечка заключалась в полном отсутствии накола капсюля свежего заводского патрона. Сам УСМ я раз-другой вынимал из приклада, как то чистил и смазывал его без разборки. Пришло время проверить состояние бойка. Ибо все остальное вроде работает. В этом ружье боек располагается в брандтрубке. Пытаюсь ее снять. Для этого надо сначала выкрутить стопорный винт. Не откручивается. Винт под шлиц, который достаточно тонкий, т.е. какую либо могучую отвертку не применишь. Жало одной отвертки, не "самой китайской" свернул в штопор. Место было, заточил снова и закалил газовой горелкой "на масло". После этой закалки жало сломалось...
Ладно думаю, залью на ночь все что можно WD-шкой и на утро буду искать другую отвертку. С утра пошел в автомагазин, попросил хорошую отвертку. Продавец сказал что все хорошие кончились в СССР... Тем не менее купил какую то за 100 рублей. Пробую крутить, не получается. Причем отвертка примерно с такой же ручкой (достаточно маленькой) не гнется и не ломается, т.е. сталь у нее "не самая китайская". Пробую перед откручиванием прогреть сначала строительным феном. Не помогает. Грею газовой горелкой, но без фанотизма. Результат тот же. Что делать, решаю этот стопорный винт высверлить. В конце концов эта деталь не силовая и в случае неудачи можно обойтись и без нее. Высверлил, выкрутил брандтрубку.
... Ехарный бабай, боек из нее еле вытянул плоскогубцами, столько там говна в виде ржавчины... Но что самое интересное, пружина целая, сам боек тоже тоже, даже воронение живое. Единственное что мне показалось, боек получил обратный конус, потому что когда отверстие брандтрубки и сам боек освободил от ржавчины он все таки имел легкий затык на своем переднем конце. Ну это проблема небольшая, щлифанул боек на мелкой наждачке (воронение конечно пострадало) и он стал нормально двигаться по отверстию в брандтрубке. Предполагаю что этот обратный конус накопился за 32 года моего владения этим ружьем и не известно сколько до меня. А может "такой и был"...
Далее, надо же отверстие под стопорный винт восстановить. Это тоже оказалось не тривиальной задачей. Диаметр резьбы мне не известен, на вид М3. Т.к. винт качественный советский, я начал высверливать его сверлом с твердосплавной напайкой диаметром 5мм. Этого диаметра оказалось мало, продолжил обычным быстрорезом диаметром 6мм. Головку срезал и брандтрубку выкрутил. Дальше, чтобы высверлить тело винта надо действовать тонким сверлом. Но сверло должно быть длинным. Или нужен какой то удлинитель ибо ствольную коробку цепляет патрон дрели. Удлинителя под рукой не оказалось. Но нашел длинное советское, диаметром около 2мм. Сверлю, вроде поддается. Вот уже чувствую что тело винта заканчивается, надо осторожно. Еще одно легкое нажатие на гашетку дрели и сверло сломалось, причем как обычно из отверстия почти не торчит...
Ехарный бабай, доигрался... Тонким пинцетом выкрутить не получается. Думаю хрен с ним, разрушу твердым керном торчащий чуть-чуть остаток и замажу все это дело какой нибудь эпоксидкой, ведь задача этого винта фиксировать брандтрубку, нагрузку он не несет. Два легких удара по керну и о, Чудо застрявший кончик сверла выпадает. Ура! Т.к. при ручном сверлении ось сверла слегка ушла, понимаю что родную резьбу в колодке не сохранить. Поэтому беру сверло на 3 и наклоняя дрель туда-сюда раздалбываю это отверстие и выхожу на центр оси и старый винт таки вываливается. Но резьбы уже нет... Не беда у меня есть специальный комплект для его восстановления в виде стальных пружинок с сечением проволоки как у зуба метрической резьбы и есть специальные метчики для этого. Метчик с диаметром примерно как М4, но с шагом М3. В общем резьбу восстановил. Ура, ружьем можно пользоваться еще хрен знает сколько лет, ибо ствол в идеальном состоянии не смотря на возраст, и УСМ несмотря на грубость его обработки на заводе вполне хорошо работает. Вся проблема была только в брандтрубке и бойке, точнее в их засирании. На сегодня сил не хватило, завтра еще отфрезерую под шестигранник на 8 циллиндрическую головку длинного винта под шлиц, которым УСМ притягивается к прикладу. Уж больно немморойно его выкручивать обычной отверткой, я по крайней мере при этой операции без тисков не обошелся.
К чему весь рассказ? Просто рекомендация, не ограничивайтесь чисткой стволов и поверхностной чисткой и смазкой УСМ, время от времени выкручивайте брандтрубку(и), обслуживайте бойки и оружие прослужит долго и счастливо.
Р.S. Перед этой осечкой у меня была в прошлом веке на ИЖ-58МА. Причем осечка единичная. Тогда я не разбирал УСМ сам а отнес в специализированную мастерскую. Заплатил по тем временам невеликие деньги. Мастер сказал что боек был целый, возможно была проблема в капсюле (тот патрон при повторном выстреле сработал). На всякий случай мол заменил боек. Теперрь я понимаю что скорее всего он ничего не менял, а просто почистил.