Знаете ли вы?...
Модератор: Модераторы
Правила форума
Внимание! Наш форум вне политики. Все сообщения имеющие политическую окраску - будут удаляться.
Внимание! Наш форум вне политики. Все сообщения имеющие политическую окраску - будут удаляться.
- Александр_Д
- Ветеран форума
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 25 янв 2010, 14:18
- Откуда: п.г.т.Анна
- Благодарил (а): 722 раза
- Поблагодарили: 1448 раз
Re: Знаете ли вы?...
"... наслаждался всю ночь на Гатчинском озере, где лучил рыбу, и вдвойне наслаждался при мысли, что без него отплясывают в английском посольстве. Лучение рыбы острогой – одно из любимых удовольствий государя. Рыба дремлет на поверхности, и вся задача – ударить ее острогой. Тлеющий на лодке огонек освещает воду. Ночная тишина и шепот на лодке способствует настроению. Государь наслаждался этой тишиной и, как художник, понимал и чувствовал ее красоту. Понятно, что, сидя в лодке с острогою в руке ..."
Эх.... Были же времена! Государю то можно было с острогой рыбу гарпунить, а попробуй я сейчас с острогой на лодке ночью на озеро выйти... Злейшее браконьерство, скажут и накажут ...
Эх.... Были же времена! Государю то можно было с острогой рыбу гарпунить, а попробуй я сейчас с острогой на лодке ночью на озеро выйти... Злейшее браконьерство, скажут и накажут ...
Охота пуще неволи!
- Andrew T
- Ветеран форума
- Сообщения: 2030
- Зарегистрирован: 16 фев 2016, 14:24
- Откуда: Симферополь
- Благодарил (а): 1129 раз
- Поблагодарили: 1878 раз
Re: Знаете ли вы?...
Я конечно патриот России и всего славянского народа. Но истина дороже...Лаврентич писал(а):10 секретных фактов о России
...
6.Как неопровержимо доказывают исторические документы, первый самолет был испытан Александром Федоровичем Можайским на двадцать лет раньше братьев Райт.
...
Таких "исторических документов" в природе нет, никогда не было, и не будет.
Ибо самолет Можайского летать не может. Это был всего лишь проект, первые теоретические шаги в аэродинамике и динамике полета. Увы, они были ну оооочень далеки от истины. Сейчас вам об этом может рассказать любой курсант летного училища. Не стоит умолять первенства братьев Райт, придумавших и реализовавших основной принцип трехплоскостного управления летательным аппаратом, который до сих пор используется на 99,99999% летающих сейчас самолетах.
ИЖ-27, J.Kirner, PiperBayard, A.W.Wolf, Benelli.
223Rem, 308Win, 9,3x62, 300WinMag
223Rem, 308Win, 9,3x62, 300WinMag
- Александр_Д
- Ветеран форума
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 25 янв 2010, 14:18
- Откуда: п.г.т.Анна
- Благодарил (а): 722 раза
- Поблагодарили: 1448 раз
Re: Знаете ли вы?...
На этот счет пишут следующее:
Самолет Можайского
Самолёт, спроектированный и изготовленный А. Можайским, состоял из крыльев, создающих подъёмную силу, силовой установки (двух двигателей), трёх винтов, фюзеляжа, хвостового оперения с вертикальными и горизонтальными рулями, а также взлётно-посадочного устройства (четырёхколесной тележки).
А.Ф. Можайский ещё в 1856 году начал изучать возможность создания летательного устройства тяжелее воздуха, посвятив этой цели всю свою дальнейшую жизнь. Тогда не было никакой авиационной науки, и изобретатель проверял свои первоначальные расчёты, поднимаясь в воздух на воздушном змее, которого тянула упряжка лошадей. Первые модели самолёта, созданного им, могли устойчиво пролетать несколько десятков метров, неся нагрузку в виде офицерского морского кортика.
Александр Можайский, как учёный и исследователь, заложил основы аэродинамики, определив главные аэродинамические соотношения. Полученные данные он использовал при первых в мире аэродинамических расчетах самолета. Для дальнейших экспериментов и постройки самого летательного аппарата ему пришлось продать собственные имения и почти всё своё имущество.
К сожалению, первый полёт созданного А. Можайским самолёта оказался неудачным – аппарат пролетел несколько метров, накренился, потерял высоту и зацепил крылом землю. Причина оказалась достаточно очевидной – просто не хватило мощности установленных двигателей при высокой взлётной массе аэроплана.
Русское военное руководство исследования учёного практически не финансировало, выделив лишь на первоначальном этапе сумму порядка трёх тысяч рублей. Генералы и чиновники оказались неспособными оценить перспективу возможного создания самолёта. К тому же они почему-то считали, что аппарат сразу должен начать летать.
В последние годы жизни изобретатель истратил последние собственные средства на работы по дальнейшим исследованиям и совершенствованию своего летательного аппарата. Однако завершить свои исследования не успел – после тяжелой болезни Александр Фёдорович Можайский скончался в полной нищете. Хотя он был в чине контр-адмирала, хоронили его безо всяких почестей. Заслуг гениального учёного тогдашнее руководство России так и не оценило.
Братья Райт
Только через 13 лет после смерти А. Можайского, в 1903 году в воздух поднялся гораздо более примитивный аэроплан под названием «Флайер-1», который создали братьями Орвил и Уилбур Райт. Их аппарат смог продержаться в воздухе 59 секунд, пролетев за это время расстояние в 260 метров. Изобретение братьев Райт официально признали первым в истории летательным аппаратом, оснащённым двигателем, на котором был совершён пилотируемый полёт.
Посмотрел другие материалы - там речь идет и том, что имеющиеся данные противоречивы - нет точного ответа - то ли самолет вообще не смог оторваться от земли, то ли отрыв на несколько метров был?
Также, пишется о том, что первые двигатели внутреннего сгорания на тот момент были настолько ненадежны, что Можайский, хотя и задумывал использовать такой двигатель, но вынужден был попытаться применить максимально облегченный (насколько это было возможно) паровой двигатель. Мощности этих двух двигателей, при их массе и массе всего самолета, оказалось недостаточно, чтобы поднять самолет Можайского в воздух...
Самолет Можайского
Самолёт, спроектированный и изготовленный А. Можайским, состоял из крыльев, создающих подъёмную силу, силовой установки (двух двигателей), трёх винтов, фюзеляжа, хвостового оперения с вертикальными и горизонтальными рулями, а также взлётно-посадочного устройства (четырёхколесной тележки).
А.Ф. Можайский ещё в 1856 году начал изучать возможность создания летательного устройства тяжелее воздуха, посвятив этой цели всю свою дальнейшую жизнь. Тогда не было никакой авиационной науки, и изобретатель проверял свои первоначальные расчёты, поднимаясь в воздух на воздушном змее, которого тянула упряжка лошадей. Первые модели самолёта, созданного им, могли устойчиво пролетать несколько десятков метров, неся нагрузку в виде офицерского морского кортика.
Александр Можайский, как учёный и исследователь, заложил основы аэродинамики, определив главные аэродинамические соотношения. Полученные данные он использовал при первых в мире аэродинамических расчетах самолета. Для дальнейших экспериментов и постройки самого летательного аппарата ему пришлось продать собственные имения и почти всё своё имущество.
К сожалению, первый полёт созданного А. Можайским самолёта оказался неудачным – аппарат пролетел несколько метров, накренился, потерял высоту и зацепил крылом землю. Причина оказалась достаточно очевидной – просто не хватило мощности установленных двигателей при высокой взлётной массе аэроплана.
Русское военное руководство исследования учёного практически не финансировало, выделив лишь на первоначальном этапе сумму порядка трёх тысяч рублей. Генералы и чиновники оказались неспособными оценить перспективу возможного создания самолёта. К тому же они почему-то считали, что аппарат сразу должен начать летать.
В последние годы жизни изобретатель истратил последние собственные средства на работы по дальнейшим исследованиям и совершенствованию своего летательного аппарата. Однако завершить свои исследования не успел – после тяжелой болезни Александр Фёдорович Можайский скончался в полной нищете. Хотя он был в чине контр-адмирала, хоронили его безо всяких почестей. Заслуг гениального учёного тогдашнее руководство России так и не оценило.
Братья Райт
Только через 13 лет после смерти А. Можайского, в 1903 году в воздух поднялся гораздо более примитивный аэроплан под названием «Флайер-1», который создали братьями Орвил и Уилбур Райт. Их аппарат смог продержаться в воздухе 59 секунд, пролетев за это время расстояние в 260 метров. Изобретение братьев Райт официально признали первым в истории летательным аппаратом, оснащённым двигателем, на котором был совершён пилотируемый полёт.
Посмотрел другие материалы - там речь идет и том, что имеющиеся данные противоречивы - нет точного ответа - то ли самолет вообще не смог оторваться от земли, то ли отрыв на несколько метров был?
Также, пишется о том, что первые двигатели внутреннего сгорания на тот момент были настолько ненадежны, что Можайский, хотя и задумывал использовать такой двигатель, но вынужден был попытаться применить максимально облегченный (насколько это было возможно) паровой двигатель. Мощности этих двух двигателей, при их массе и массе всего самолета, оказалось недостаточно, чтобы поднять самолет Можайского в воздух...
Охота пуще неволи!
- Andrew T
- Ветеран форума
- Сообщения: 2030
- Зарегистрирован: 16 фев 2016, 14:24
- Откуда: Симферополь
- Благодарил (а): 1129 раз
- Поблагодарили: 1878 раз
Re: Знаете ли вы?...
Интернет и Википедия конечно классные штуки, но наука говорит другое.
Горизонтальный прямолинейный полет может совершить даже паровоз. Вопрос в мощности силовой установки и аспекте стабилизации. Самолет Можайского даже при нынешнем уровне развития двигателей этого совершить не может.
В противном случае его давно бы уже построили, хотя бы ради интереса... Ан нет не получается...
Практическая заслуга братьев Райт в отличии от теоретической Можайского, состоит в том, что они придумали и реализовали схему построения и управления летательного аппарата, требующего наименьшего энергетического потребления. Чем ныне и пользуются все (ну почти) самолеты.
Горизонтальный прямолинейный полет может совершить даже паровоз. Вопрос в мощности силовой установки и аспекте стабилизации. Самолет Можайского даже при нынешнем уровне развития двигателей этого совершить не может.
В противном случае его давно бы уже построили, хотя бы ради интереса... Ан нет не получается...
Практическая заслуга братьев Райт в отличии от теоретической Можайского, состоит в том, что они придумали и реализовали схему построения и управления летательного аппарата, требующего наименьшего энергетического потребления. Чем ныне и пользуются все (ну почти) самолеты.
ИЖ-27, J.Kirner, PiperBayard, A.W.Wolf, Benelli.
223Rem, 308Win, 9,3x62, 300WinMag
223Rem, 308Win, 9,3x62, 300WinMag
- hunter179
- Ветеран форума
- Сообщения: 1762
- Зарегистрирован: 15 окт 2012, 19:55
- Откуда: Севастополь
- Благодарил (а): 2920 раз
- Поблагодарили: 2889 раз
Re: Знаете ли вы?...
Почему американцев зовут пиндосами?
ТОЗ БМ ш Tikka Koski H45 АС Вэлью
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке!
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке!
- Александр_Д
- Ветеран форума
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: 25 янв 2010, 14:18
- Откуда: п.г.т.Анна
- Благодарил (а): 722 раза
- Поблагодарили: 1448 раз
Re: Знаете ли вы?...
С временем значения слов меняются. Теперь, в восприятии тех, кто кубанских греков не знает, это американцы.
Или такой пример - во фразе "Мальчик в клубе склеил модель" - на сегодня изменился смысл всех четырех слов. (в неприличную сторону )
Или такой пример - во фразе "Мальчик в клубе склеил модель" - на сегодня изменился смысл всех четырех слов. (в неприличную сторону )
Охота пуще неволи!
- Лаврентич
- Модератор
- Сообщения: 11377
- Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:01
- Откуда: г. Сочи
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 4364 раза
Re: Знаете ли вы?...
[quote="]Слово "пиндос и пиндосы" знаю с детства - так называли и называют греков на Кубани [/quote]
Сами себя они называют "Понтийские греки" от Эвксинский понт - Черное море.
Сами себя они называют "Понтийские греки" от Эвксинский понт - Черное море.
ИЖ-43 12 к., Fabarm Elos B 12 к., Browning BAR II .30-06, Browning Maral 9,3*62, МР-18МН .243, 7,62*54
- Лаврентич
- Модератор
- Сообщения: 11377
- Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:01
- Откуда: г. Сочи
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 4364 раза
Re: Знаете ли вы?...
Взгляд в прошлое. Какие европейские столицы были взяты русской армией?
255 лет назад, ранним утром 28 сентября 1760 г., войска генерала Захара Чернышёва вошли в Берлин. Всю Европу облетела фраза, брошенная фаворитом русской царицы Елизаветы графом Шуваловым: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, а вот из Петербурга до Берлина достать всегда можно». Даже самый беглый взгляд в прошлое позволяет заметить, что граф был прав. Европейских столиц, где не побывал бы русский солдат, крайне мало. А в некоторых наши отметились даже не по одному разу.
1.Берлин, 1760 год.
Самое пикантное в истории первого взятия Берлина — в том, что генерал Чернышёв двумя годами ранее угодил в плен к прусскому королю Фридриху Великому. Зато теперь немцы не приняли бой, позорно отдав столицу. Союзные русские и австрийские войска заняли город. И тут национальный характер явил себя во всей красе. Австрийцы уничтожали статуи и картины, поджигали и насиловали. Русские патрули были вынуждены стрелять в союзников, чтобы спасти город от разорения. В итоге Фридрих Великий вынужден был признать: «Спасибо русским. Они спасли Берлин от ужасов, которыми австрийцы угрожали моей столице».
2.Рим, 1799 год.
Рим, Вечный город, — мечта завоевателей всех времён. Но отряд русской морской пехоты в 800 штыков под началом лейтенанта Петра Балабина явился туда не завоёвывать, а освобождать. Наполеоновский гарнизон бежал, едва узнав о приближении русских. «Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам, — писал лейтенант. — Улицы были усеяны обывателями обоего пола. Даже с трудом могли проходить наши войска. “Виват московито!” — было провозглашаемо повсюду с рукоплесканиями».
3.Стокгольм, 1809 год.
Когда 7 марта 1809 г. по городу разнеслась весть: «Русские у ворот!» — многие сочли это шуткой, ведь Стокгольм отделён от России Ботническим заливом. Но это был первый в истории марш-бросок пешком через море. 250 км по льду в метель и буран. Пять ночных переходов. Гений тактики Багратиона и логистики Барклая де Толли. Результат — паника грандиозных масштабов и выведение Швеции из ряда великих держав.
4.Париж, 1814 год.
Ультиматум царя Александра I: «Если Париж не сдадут, к вечеру никто не узнает места, где была эта столица». Город сдали, и Александр даже оставил оружие парижской полиции и жандармам. В Лувре он удивился отсутствию некоторых картин и статуй. Опасаясь «русских варваров», их увезли в Орлеан. «Совершенно напрасно, — ответил царь. — Никто бы к ним не притронулся». Это не похвальба: когда французы хотели разрушить статую Наполеона, Александр приставил к ней караул из русских гвардейцев.
5.Амстердам, 1813 год.
Александра Бенкендорфа мы знаем как недруга Пушкина и «душителя всяческих свобод». Но в Амстердаме память о нём принципиально другая. Именно он, заняв город, прочитал прокламацию об освобождении страны от французов. А голландцы в честь русского генерала до самого 1914 г. отмечали национальный праздник — День казака.
От себя.
А вот столицу России так никому взять и не удалось. Наполеон взял Москву, но не взял столицу России - Санкт-Петербург.
И ещё.
Американцы выяснили почему русские редко проигрывают
Недавно знаменитый американский консультант Чампион Тойч в своей книге "Второе рождение" написал, что нашел ключ к успехам русских солдат. Все дело оказывается заключается в умении русских создавать особый психологический настрой в самые тяжелые периоды своей истории и непоколебимо верить в конечный успех. Он также отметил, что лидеры, способные вселить уверенность и настроить сознание людей на ожидание героических успехов и достижений, привлекают себе в помощь силы гораздо большие, чем все инженерные знания и деньги. Даже если их техника существенно уступает технике другой страны, непоколебимая уверенность миллионов людей приведет к уравновешиванию сил или даже перевесит это в свою пользу.
Известно, что в 1853 г. Турция объявила войну России, но быстро начала терпеть одно поражение за другим. Уже, через несколько недель турецкий отряд численностью в 18 тыс. солдат под Ахалцихом был наголову разбит отрядом генерала Андронникова, в количестве всего в 7 тыс. человек. Главные же турецкие силы численностью в 36 тыс. солдат были разгромлены войсками генерала Бебутова, насчитывавшими всего лишь 10 тыс. человек. Несколько позднее, в первой половине 1854 года турецкий отряд, в количестве в 35 тыс. человек, был разбит 13-тысячным отрядом русских под командованием генерала Андронникова. Русские войска, численностью всего в 3,5 тыс. человек, во встречном бою на Гингильском перевале разбили 20-тысячный турецкий элитный отряд. Наконец, у турецкого селения Курюк-Дара были разгромлены главные силы турецкой армии в количестве 60 тыс. человек отрядом генерала Бебутова численностью всего в 18 тыс. солдат. С этого момента турецкая армия просто перестала существовать как активная боевая единица.
Обращает на себя внимание тот факт, что турецкая армия терпела поражение даже при своем 3-х и 4-х кратном численном превосходстве. Разгром турецкой армии и турецкого флота (Синопское сражение) привел к вступлению в войну Англии, Франции, Австрии и других европейских держав на стороне Турции. Началась знаменитая осада Севастополя союзными войсками, продолжавшаяся 349 дней. Пять раз союзники предпринимали безуспешные попытки штурмом овладеть городом. И лишь в результате шестого штурма оборона Севастополя была прорвана. На одном из центральных участков обороны французы бросили элитную часть – дивизию зуавов, сформированную из добровольцев воинственного племени кабилов (Алжир). И справа, и слева оборона была взломана, и лишь на участке, где наступали воинственные зуавы, оборону не удалось взломать. Этот факт противоречил логике английских и французских генералов, и они не могли объяснить: почему оборона была сломлена на участках, где наступали рядовые части, и почему ее не удалось взломать наиболее ударной силе – зуавам?
Лишь спустя некоторое время этот феномен получил достойное объяснение. Дело в том, что зуавы имели довольно экзотическую форму одежды (куртки, жилет, шаровары с широким поясом, феска), и русские солдаты и матросы по простоте душевной были убеждены в том, что против них наступают турки. Но ведь русская армия даже при 3-4-кратном численном превосходстве турок всегда побивала их. И об этом давно знали все. Эта мысль прочно укоренилась в подсознании русских солдат и матросов и практически материализовалась в форме повышенной стойкости в обороне и непоколебимой вере в конечную победу.
255 лет назад, ранним утром 28 сентября 1760 г., войска генерала Захара Чернышёва вошли в Берлин. Всю Европу облетела фраза, брошенная фаворитом русской царицы Елизаветы графом Шуваловым: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, а вот из Петербурга до Берлина достать всегда можно». Даже самый беглый взгляд в прошлое позволяет заметить, что граф был прав. Европейских столиц, где не побывал бы русский солдат, крайне мало. А в некоторых наши отметились даже не по одному разу.
1.Берлин, 1760 год.
Самое пикантное в истории первого взятия Берлина — в том, что генерал Чернышёв двумя годами ранее угодил в плен к прусскому королю Фридриху Великому. Зато теперь немцы не приняли бой, позорно отдав столицу. Союзные русские и австрийские войска заняли город. И тут национальный характер явил себя во всей красе. Австрийцы уничтожали статуи и картины, поджигали и насиловали. Русские патрули были вынуждены стрелять в союзников, чтобы спасти город от разорения. В итоге Фридрих Великий вынужден был признать: «Спасибо русским. Они спасли Берлин от ужасов, которыми австрийцы угрожали моей столице».
2.Рим, 1799 год.
Рим, Вечный город, — мечта завоевателей всех времён. Но отряд русской морской пехоты в 800 штыков под началом лейтенанта Петра Балабина явился туда не завоёвывать, а освобождать. Наполеоновский гарнизон бежал, едва узнав о приближении русских. «Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам, — писал лейтенант. — Улицы были усеяны обывателями обоего пола. Даже с трудом могли проходить наши войска. “Виват московито!” — было провозглашаемо повсюду с рукоплесканиями».
3.Стокгольм, 1809 год.
Когда 7 марта 1809 г. по городу разнеслась весть: «Русские у ворот!» — многие сочли это шуткой, ведь Стокгольм отделён от России Ботническим заливом. Но это был первый в истории марш-бросок пешком через море. 250 км по льду в метель и буран. Пять ночных переходов. Гений тактики Багратиона и логистики Барклая де Толли. Результат — паника грандиозных масштабов и выведение Швеции из ряда великих держав.
4.Париж, 1814 год.
Ультиматум царя Александра I: «Если Париж не сдадут, к вечеру никто не узнает места, где была эта столица». Город сдали, и Александр даже оставил оружие парижской полиции и жандармам. В Лувре он удивился отсутствию некоторых картин и статуй. Опасаясь «русских варваров», их увезли в Орлеан. «Совершенно напрасно, — ответил царь. — Никто бы к ним не притронулся». Это не похвальба: когда французы хотели разрушить статую Наполеона, Александр приставил к ней караул из русских гвардейцев.
5.Амстердам, 1813 год.
Александра Бенкендорфа мы знаем как недруга Пушкина и «душителя всяческих свобод». Но в Амстердаме память о нём принципиально другая. Именно он, заняв город, прочитал прокламацию об освобождении страны от французов. А голландцы в честь русского генерала до самого 1914 г. отмечали национальный праздник — День казака.
От себя.
А вот столицу России так никому взять и не удалось. Наполеон взял Москву, но не взял столицу России - Санкт-Петербург.
И ещё.
Американцы выяснили почему русские редко проигрывают
Недавно знаменитый американский консультант Чампион Тойч в своей книге "Второе рождение" написал, что нашел ключ к успехам русских солдат. Все дело оказывается заключается в умении русских создавать особый психологический настрой в самые тяжелые периоды своей истории и непоколебимо верить в конечный успех. Он также отметил, что лидеры, способные вселить уверенность и настроить сознание людей на ожидание героических успехов и достижений, привлекают себе в помощь силы гораздо большие, чем все инженерные знания и деньги. Даже если их техника существенно уступает технике другой страны, непоколебимая уверенность миллионов людей приведет к уравновешиванию сил или даже перевесит это в свою пользу.
Известно, что в 1853 г. Турция объявила войну России, но быстро начала терпеть одно поражение за другим. Уже, через несколько недель турецкий отряд численностью в 18 тыс. солдат под Ахалцихом был наголову разбит отрядом генерала Андронникова, в количестве всего в 7 тыс. человек. Главные же турецкие силы численностью в 36 тыс. солдат были разгромлены войсками генерала Бебутова, насчитывавшими всего лишь 10 тыс. человек. Несколько позднее, в первой половине 1854 года турецкий отряд, в количестве в 35 тыс. человек, был разбит 13-тысячным отрядом русских под командованием генерала Андронникова. Русские войска, численностью всего в 3,5 тыс. человек, во встречном бою на Гингильском перевале разбили 20-тысячный турецкий элитный отряд. Наконец, у турецкого селения Курюк-Дара были разгромлены главные силы турецкой армии в количестве 60 тыс. человек отрядом генерала Бебутова численностью всего в 18 тыс. солдат. С этого момента турецкая армия просто перестала существовать как активная боевая единица.
Обращает на себя внимание тот факт, что турецкая армия терпела поражение даже при своем 3-х и 4-х кратном численном превосходстве. Разгром турецкой армии и турецкого флота (Синопское сражение) привел к вступлению в войну Англии, Франции, Австрии и других европейских держав на стороне Турции. Началась знаменитая осада Севастополя союзными войсками, продолжавшаяся 349 дней. Пять раз союзники предпринимали безуспешные попытки штурмом овладеть городом. И лишь в результате шестого штурма оборона Севастополя была прорвана. На одном из центральных участков обороны французы бросили элитную часть – дивизию зуавов, сформированную из добровольцев воинственного племени кабилов (Алжир). И справа, и слева оборона была взломана, и лишь на участке, где наступали воинственные зуавы, оборону не удалось взломать. Этот факт противоречил логике английских и французских генералов, и они не могли объяснить: почему оборона была сломлена на участках, где наступали рядовые части, и почему ее не удалось взломать наиболее ударной силе – зуавам?
Лишь спустя некоторое время этот феномен получил достойное объяснение. Дело в том, что зуавы имели довольно экзотическую форму одежды (куртки, жилет, шаровары с широким поясом, феска), и русские солдаты и матросы по простоте душевной были убеждены в том, что против них наступают турки. Но ведь русская армия даже при 3-4-кратном численном превосходстве турок всегда побивала их. И об этом давно знали все. Эта мысль прочно укоренилась в подсознании русских солдат и матросов и практически материализовалась в форме повышенной стойкости в обороне и непоколебимой вере в конечную победу.
ИЖ-43 12 к., Fabarm Elos B 12 к., Browning BAR II .30-06, Browning Maral 9,3*62, МР-18МН .243, 7,62*54
- hunter179
- Ветеран форума
- Сообщения: 1762
- Зарегистрирован: 15 окт 2012, 19:55
- Откуда: Севастополь
- Благодарил (а): 2920 раз
- Поблагодарили: 2889 раз
Re: Знаете ли вы?...
Бриг «Меркурий» - безумство храбрых
В архиве бывшего вице-канцлера Нессельроде было обнаружено и опубликовано письмо турецкого офицера — одного из штурманов корабля »Реал-бей», в котором тот бой описан в деталях. Вот выдержки из этого документа:
»…мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в три часа пополудни. Корабль капитан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел… Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — »Меркурий»…».
Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах. Катер захватил большое количество судов противника и заслужил бессмертную славу на родине. Однако сегодня мы вспоминаем именно бриг, унаследовавший столь судьбоносное имя.
Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба, тридцатиметровый корпус корабля был оснащен восемнадцатью карронадами и двумя переносными орудиями. Карронады представляли собой тонкостенную чугунную пушку с коротким стволом весом в двадцать четыре фунта. Корму украшала статуя римского бога Меркурия, судно имело паруса и по 7 весел на обоих бортах.
Его спустили на воду 7(19) мая 1820 г. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурия» обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину трюма и ухудшала его ходовые качества.
Красавец-корабль вышел в первое плавание в мае 1820 года, на команду было возложено выполнение дозорных и разведывательных задач вдоль побережья Абхазии. Бичом прибрежных вод считались контрабандисты, наносящие значительный урон морским богатствам края. Вплоть до 1828 года «Меркурий» в боях не участвовал. Однако когда началась Русско-турецкая война, бриг принял участие в боях за взятие крепостей: Варна, Анапа, Бурчак, Инада и Сизополь. В этих сражениях бриг отличился взятием двух турецких судов с неприятельским десантом.
Основные характеристики брига «Меркурий»
Длина по палубе — 30,9 м
Длина по ватерлинии — 23,6 м
Ширина с обшивкой — 9,7 м
Углубление форштевнем — 2,74 м
Углубление ахтерштевнем — 3,96 м
Глубина интрюма — 2,94 м
Водоизмещение — 390 т
Артиллерийское вооружение:
24-фунтовые каронады — 18 шт.
36-фунтовые пушки — 2 шт.
Экипаж — 110 человек
Командиром брига «Меркурий» в 1829 году стал молодой красивый капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, имевший к тому времени опыт морской службы. Уже в 14 лет Александр пришел на флот простым волонтером, а затем закончил кадетское Николаевское училище. В 1813 году Казарский был взят гардемарином на Черноморский флот, а по истечении года дослужился до мичмана.
Бригантины, на которых служил Казарский, перевозили грузы, поэтому тактику ведения морского боя приходилось осваивать лишь теоретически. Некоторое время спустя Казарский назначается командиром гребных судов в Измаиле, чин лейтенанта он получает в 1819 году. Служба его продолжается на фрегате « Евстафий» под началом Ивана Семеновича Скаловского на Черном море. Свой опыт контр-адмирал охотно передал прилежному ученику и храброму офицеру Казарскому.
Будучи командиром транспортного судна «Соперник», перевозившим оружие, Казарский участвовал в осаде Анапы. Для этого ему пришлось переоборудовать данное судно в бомбардирский корабль. Он три недели обстреливал укрепления крепости, причем «Соперник» получил серьезные повреждения рангоута и множество пробоин в корпусе. За этот бой Казарский получил чин капитан-лейтенанта, а чуть позже в этом же 1828 году за взятие Варны Александру Ивановичу была пожалована золотая сабля.
В конце русско-турецкой войны 1828-1829 гг. три русских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский) и 20-пушечный бриг «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский) получили приказ крейсировать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 г. корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.
Густой рой ядер, книппелей и брандскугелей полетел в «Меркурий». На требования «сдаваться и убирать паруса» Казарский отвечал залпами каронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут — вот «ахиллесова пята» даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец метко пущенные 24-фунтовые ядра «Меркурия» перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. «Реал-бей» настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами.
Второй турецкий двухдечный корабль «Реал-бей», имеющий семьдесят четыре пушки на борту, атаковал «Меркурий» с левого борта. На бриге трижды возникал пожар, но сплоченная команда дралась до последнего. Возгорание было быстро потушено, имелись многочисленные повреждения в корпусе, рангоуте, парусах и такелаже. От выстрелов нельзя было увернуться, оставалось только атаковать ответными ударами и меткими выстрелами были, наконец, перебиты фор-брам-рей, грот-руслен и нок-фор-марс-рея противника. Упавшие лисели и паруса закрыли отверстия для пушек. Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать преследование, и в половине шестого он прекратил бой.
Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, «Штандарт» и «Орфей», посчитав «Меркурий» погибшим, приспустили, в знак траура по нему, свои флаги.
Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой, А. И. Казарский подсчитывал потери: 4 убитых, 6 раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда.
На следующий день, 15 мая, «Меркурий» присоединился к флоту, который, извещенный «Штандартом», в 14 часов 30 минут вышел в море в полном составе.
Двумя днями ранее в подобной ситуации оказался русский фрегат «Рафаил», командовал которым бывший командир «Меркурия» капитан второго ранга Стройников. Фрегат сдался в плен и по стечению обстоятельств, пленный Стройников находился 14 мая на линейном корабле «Реал-бей». Он стал свидетелем отважного боя команды и искусного маневрирования молодого капитана. Трусливый поступок Стройникова привел императора Николая I в бешенство, поэтому он приказал, сжечь «Рафаил», как только он будет отбит у неприятеля. Императорский приказ был выполнен немного позже.
1 августа 1829 г. «Меркурий» отремонтировали в Севастополе и пустили курсировать к Сизополю. Бой отважной команды стал гордостью не только русских, но даже турки восхищенно отзывались об этом сражении, называя команду отважного брига героями.
В начале мая в 1830 над «Меркурием» взвился Георгиевский флаг и вымпел, пожалованный за героическое сражение кораблю. Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденом Святого Георгия 4 степени. Казарского по указу императора произвели в капитаны 2 ранга и назначили флигель-адъютантом. Орденами Святого Владимира с бантом награжден весь офицерский состав корабля с повышением чина и правом размещения на фамильном гербе изображения пистолета. Пистолет предполагалось изображать тот самый, которым последний из команды должен был взорвать бриг.
Много кораблей было названо в честь двухмачтового «Меркурия», их называют так и поныне. Мужество команды и ее славного командира навсегда осталось в российской истории. Уже после трагической гибели Казарского, не связанной с флотом, в 1834 году в Севастополе был заложен памятник в честь капитана, героического брига и его команды высотой более 5 метров. Надпись на монументе: «Казарскому. Потомству в пример».
Штурман Иван Петрович Прокофьев заведовал Севастопольским телеграфом в 1830 году, затем участвовал в обороне Севастополя 1854-1855 годах. Лишь в 1860 году Прокофьев ушел в отставку. Памятник отважному штурману установлен после его кончины в 1865 году.
Новосильский Федор Михайлович, участвовавший в майском бою на «Меркурии» в качестве лейтенанта, продолжил службу на флоте до чина вице-адмирала, заслужил множество орденов , золотую саблю с алмазами и другие награды за мужество.
Скарятин Сергей Иосифович, на «Меркурии» ещё лейтенант , командовал в дальнейшем другими судами, награжден орденом Святого Георгия. Уволился со службы в чине капитана 1 ранга в 1842 году.
Притупов Дмитрий Петрович – мичман отважного брига в дальнейшем оставил службу по болезни в чине лейтенанта в 1837 году, обеспечив себя двойным жалованием до последних дней.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля «Реал-бей» отметил: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига «Меркурий». Экипаж «Меркурия», вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры — ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание фли-гель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалованья. В офицерские гербы Департамент геральдики Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг вторым из русских судов получил памятный Георгиевский флаг и вымпел.
«Меркурий» прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 г., когда поступило распоряжение «о разборке его по совершенной ветхости». Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. — корвет, а в 1883 и 1907 — крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский» и одноименный черноморский минный крейсер.
В 1834 г. в Севастополе по инициативе командующего Черноморской эскадрой М. П. Лазарева, на средства, собранные моряками, установили памятник — первый в городе! — созданный по проекту архитектора А. П. Брюллова. Высокий постамент, на котором выбита надпись: «Казарскому. Потомству в пример», венчает бронзовая триера.
Последующая судьба капитана Казарского печальна. Карьера Казарского резко пошла на взлёт. Некоторое время молодой офицер продолжал командовать разными кораблями, а после присвоения ему звания капитана 1-го ранга Казарский был назначен флигель-адъютантом императора Николая I.
Император часто поручал опытному, способному офицеру проведение особо важных ревизий и инспекций в разных губерниях России. Весной 1833 года Казарский был откомандирован на Черноморский флот, чтобы помочь адмиралу М. П. Лазареву снарядить экспедицию на Босфор. Александр Иванович возглавил погрузку десантных войск на корабли эскадры, инспектировал тыловые конторы флота и интендантские склады в Одессе. Из Одессы Казарский переехал в Николаев для проверки интендантов. Но 16 июля 1833 года, через несколько дней после приезда в город, капитан 1-го ранга, флигель-адъютант императора Казарский внезапно умер. Как показало последующее расследование, все указывало на отравление сильнодействующим ядом на основе ртути. Исследователи находят в документах свидетельства, указывающие на то, что Казарский в ходе ондной из ревизий обнаружил крупную растрату государственных средств, и его убийство было местью казнокрадов.
Но были и вот такие единичные случаи:
Фрегат «Рафаил» заложен в Севастопольском адмиралтействе 20 апреля 1825 года. Строитель И. Я. Осминин.
Спущен на воду 8 мая 1828 года, и вошел в состав Черноморского Флота.
Характеристики:
Длина - 41,8 м
Ширина - 11,8
Высота борта - 4 м
Артиллерийское вооружение
36-фунтовые орудия - 8 штук
24-фунтовые орудия - 26 шутк
8-фунтовые орудия - 10 штук
Фрегат «Рафаил» в мае 1829 года находился в крейсерстве у анатолийского побережья между Синопом и Батумом. В ночь на 11 мая 1829 года встретился с вышедшим из Босфора турецким флотом (3 линейных корабля, 3 фрегата и 5 корветов), причем командир «Рафаила» капитан 2-го ранга С.М.Стройников в темноте по ошибке принял турецкие корабли за русскую эскадру, крейсировавшую у Босфора, сблизился, а наутро обнаружил себя в окружении турецких кораблей. На военном совете офицеры корабля решили «драться до последней капли крови». Но когда начались разговоры с командой, тут старший офицер, ведший переговоры с матросами, доложил, что команда не хочет погибать и просит сдать судно. Капитан Стройников пошел на уступку команде и спустил флаг, сдав корабль туркам, которые с триумфом вернулись с призом с Босфор (на обратном пути встретив русский отряд Сахновского, от которого и отстал бриг «Меркурий», командир которого Казарский, как известно, повел себя прямо противоположным образом, чем командир «Рафаила» — чем и обессмертил свое имя). «Рафаил» был включен в состав турецкого флота под названием «Ниметулла».
После знаменитого боя брига «Меркурий» с превосходящими его турецкими кораблями император Николай I издал указ, который содержалтакие слова: »… Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его »Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига »Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству».
А вот в случае с «Рафаилом» Николай Павлович приказал поступить прямо противположным образом. В другом указе император всероссийский дал волю своему негодованию: »Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата »Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».
После заключения Андрианопольского мирного договора экипаж «Рафаила» вернулся в Россию. Состоялся военный суд о сдаче корабля, по приговору этого суда все офицеры фрегата были разжалованы в матросы (за исключением одного мичмана, бывшего в момент сдачи в крюйт-камере, и потому оправданного). Императорским рескриптом бывшему командиру фрегата Стройникову, также разжалованному в матросы, было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомка труса и изменника».
Впоследствии, в 1853 году в Синопском сражении русские линкоры «Императрица Мария» и «Париж», сея смерть и разружение среди турецких кораблей, первым делом обратили свои орудия против фрегата «Фазли-Аллах», который был в составе эскадры захватившей «Рафаил» (сам же плененный русский фрегат к тому времени был выведен из состава турецкого флота). В ходе боя «Фазли-Аллах» был практически полностью уничтожен огнем русских кораблей.
Свое донесение о Синопском сражении императору Николай I адмирал Павел Степанович Нахимов начал со слов: »Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат »Рафаил» не существует». Таково было желание русского морского офицера смыть пятно позора с русского флота.
В архиве бывшего вице-канцлера Нессельроде было обнаружено и опубликовано письмо турецкого офицера — одного из штурманов корабля »Реал-бей», в котором тот бой описан в деталях. Вот выдержки из этого документа:
»…мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в три часа пополудни. Корабль капитан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел… Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — »Меркурий»…».
Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах. Катер захватил большое количество судов противника и заслужил бессмертную славу на родине. Однако сегодня мы вспоминаем именно бриг, унаследовавший столь судьбоносное имя.
Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба, тридцатиметровый корпус корабля был оснащен восемнадцатью карронадами и двумя переносными орудиями. Карронады представляли собой тонкостенную чугунную пушку с коротким стволом весом в двадцать четыре фунта. Корму украшала статуя римского бога Меркурия, судно имело паруса и по 7 весел на обоих бортах.
Его спустили на воду 7(19) мая 1820 г. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурия» обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину трюма и ухудшала его ходовые качества.
Красавец-корабль вышел в первое плавание в мае 1820 года, на команду было возложено выполнение дозорных и разведывательных задач вдоль побережья Абхазии. Бичом прибрежных вод считались контрабандисты, наносящие значительный урон морским богатствам края. Вплоть до 1828 года «Меркурий» в боях не участвовал. Однако когда началась Русско-турецкая война, бриг принял участие в боях за взятие крепостей: Варна, Анапа, Бурчак, Инада и Сизополь. В этих сражениях бриг отличился взятием двух турецких судов с неприятельским десантом.
Основные характеристики брига «Меркурий»
Длина по палубе — 30,9 м
Длина по ватерлинии — 23,6 м
Ширина с обшивкой — 9,7 м
Углубление форштевнем — 2,74 м
Углубление ахтерштевнем — 3,96 м
Глубина интрюма — 2,94 м
Водоизмещение — 390 т
Артиллерийское вооружение:
24-фунтовые каронады — 18 шт.
36-фунтовые пушки — 2 шт.
Экипаж — 110 человек
Командиром брига «Меркурий» в 1829 году стал молодой красивый капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, имевший к тому времени опыт морской службы. Уже в 14 лет Александр пришел на флот простым волонтером, а затем закончил кадетское Николаевское училище. В 1813 году Казарский был взят гардемарином на Черноморский флот, а по истечении года дослужился до мичмана.
Бригантины, на которых служил Казарский, перевозили грузы, поэтому тактику ведения морского боя приходилось осваивать лишь теоретически. Некоторое время спустя Казарский назначается командиром гребных судов в Измаиле, чин лейтенанта он получает в 1819 году. Служба его продолжается на фрегате « Евстафий» под началом Ивана Семеновича Скаловского на Черном море. Свой опыт контр-адмирал охотно передал прилежному ученику и храброму офицеру Казарскому.
Будучи командиром транспортного судна «Соперник», перевозившим оружие, Казарский участвовал в осаде Анапы. Для этого ему пришлось переоборудовать данное судно в бомбардирский корабль. Он три недели обстреливал укрепления крепости, причем «Соперник» получил серьезные повреждения рангоута и множество пробоин в корпусе. За этот бой Казарский получил чин капитан-лейтенанта, а чуть позже в этом же 1828 году за взятие Варны Александру Ивановичу была пожалована золотая сабля.
В конце русско-турецкой войны 1828-1829 гг. три русских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский) и 20-пушечный бриг «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский) получили приказ крейсировать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 г. корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.
Густой рой ядер, книппелей и брандскугелей полетел в «Меркурий». На требования «сдаваться и убирать паруса» Казарский отвечал залпами каронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут — вот «ахиллесова пята» даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец метко пущенные 24-фунтовые ядра «Меркурия» перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. «Реал-бей» настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами.
Второй турецкий двухдечный корабль «Реал-бей», имеющий семьдесят четыре пушки на борту, атаковал «Меркурий» с левого борта. На бриге трижды возникал пожар, но сплоченная команда дралась до последнего. Возгорание было быстро потушено, имелись многочисленные повреждения в корпусе, рангоуте, парусах и такелаже. От выстрелов нельзя было увернуться, оставалось только атаковать ответными ударами и меткими выстрелами были, наконец, перебиты фор-брам-рей, грот-руслен и нок-фор-марс-рея противника. Упавшие лисели и паруса закрыли отверстия для пушек. Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать преследование, и в половине шестого он прекратил бой.
Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, «Штандарт» и «Орфей», посчитав «Меркурий» погибшим, приспустили, в знак траура по нему, свои флаги.
Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой, А. И. Казарский подсчитывал потери: 4 убитых, 6 раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда.
На следующий день, 15 мая, «Меркурий» присоединился к флоту, который, извещенный «Штандартом», в 14 часов 30 минут вышел в море в полном составе.
Двумя днями ранее в подобной ситуации оказался русский фрегат «Рафаил», командовал которым бывший командир «Меркурия» капитан второго ранга Стройников. Фрегат сдался в плен и по стечению обстоятельств, пленный Стройников находился 14 мая на линейном корабле «Реал-бей». Он стал свидетелем отважного боя команды и искусного маневрирования молодого капитана. Трусливый поступок Стройникова привел императора Николая I в бешенство, поэтому он приказал, сжечь «Рафаил», как только он будет отбит у неприятеля. Императорский приказ был выполнен немного позже.
1 августа 1829 г. «Меркурий» отремонтировали в Севастополе и пустили курсировать к Сизополю. Бой отважной команды стал гордостью не только русских, но даже турки восхищенно отзывались об этом сражении, называя команду отважного брига героями.
В начале мая в 1830 над «Меркурием» взвился Георгиевский флаг и вымпел, пожалованный за героическое сражение кораблю. Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденом Святого Георгия 4 степени. Казарского по указу императора произвели в капитаны 2 ранга и назначили флигель-адъютантом. Орденами Святого Владимира с бантом награжден весь офицерский состав корабля с повышением чина и правом размещения на фамильном гербе изображения пистолета. Пистолет предполагалось изображать тот самый, которым последний из команды должен был взорвать бриг.
Много кораблей было названо в честь двухмачтового «Меркурия», их называют так и поныне. Мужество команды и ее славного командира навсегда осталось в российской истории. Уже после трагической гибели Казарского, не связанной с флотом, в 1834 году в Севастополе был заложен памятник в честь капитана, героического брига и его команды высотой более 5 метров. Надпись на монументе: «Казарскому. Потомству в пример».
Штурман Иван Петрович Прокофьев заведовал Севастопольским телеграфом в 1830 году, затем участвовал в обороне Севастополя 1854-1855 годах. Лишь в 1860 году Прокофьев ушел в отставку. Памятник отважному штурману установлен после его кончины в 1865 году.
Новосильский Федор Михайлович, участвовавший в майском бою на «Меркурии» в качестве лейтенанта, продолжил службу на флоте до чина вице-адмирала, заслужил множество орденов , золотую саблю с алмазами и другие награды за мужество.
Скарятин Сергей Иосифович, на «Меркурии» ещё лейтенант , командовал в дальнейшем другими судами, награжден орденом Святого Георгия. Уволился со службы в чине капитана 1 ранга в 1842 году.
Притупов Дмитрий Петрович – мичман отважного брига в дальнейшем оставил службу по болезни в чине лейтенанта в 1837 году, обеспечив себя двойным жалованием до последних дней.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля «Реал-бей» отметил: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига «Меркурий». Экипаж «Меркурия», вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры — ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание фли-гель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалованья. В офицерские гербы Департамент геральдики Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг вторым из русских судов получил памятный Георгиевский флаг и вымпел.
«Меркурий» прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 г., когда поступило распоряжение «о разборке его по совершенной ветхости». Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. — корвет, а в 1883 и 1907 — крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский» и одноименный черноморский минный крейсер.
В 1834 г. в Севастополе по инициативе командующего Черноморской эскадрой М. П. Лазарева, на средства, собранные моряками, установили памятник — первый в городе! — созданный по проекту архитектора А. П. Брюллова. Высокий постамент, на котором выбита надпись: «Казарскому. Потомству в пример», венчает бронзовая триера.
Последующая судьба капитана Казарского печальна. Карьера Казарского резко пошла на взлёт. Некоторое время молодой офицер продолжал командовать разными кораблями, а после присвоения ему звания капитана 1-го ранга Казарский был назначен флигель-адъютантом императора Николая I.
Император часто поручал опытному, способному офицеру проведение особо важных ревизий и инспекций в разных губерниях России. Весной 1833 года Казарский был откомандирован на Черноморский флот, чтобы помочь адмиралу М. П. Лазареву снарядить экспедицию на Босфор. Александр Иванович возглавил погрузку десантных войск на корабли эскадры, инспектировал тыловые конторы флота и интендантские склады в Одессе. Из Одессы Казарский переехал в Николаев для проверки интендантов. Но 16 июля 1833 года, через несколько дней после приезда в город, капитан 1-го ранга, флигель-адъютант императора Казарский внезапно умер. Как показало последующее расследование, все указывало на отравление сильнодействующим ядом на основе ртути. Исследователи находят в документах свидетельства, указывающие на то, что Казарский в ходе ондной из ревизий обнаружил крупную растрату государственных средств, и его убийство было местью казнокрадов.
Но были и вот такие единичные случаи:
Фрегат «Рафаил» заложен в Севастопольском адмиралтействе 20 апреля 1825 года. Строитель И. Я. Осминин.
Спущен на воду 8 мая 1828 года, и вошел в состав Черноморского Флота.
Характеристики:
Длина - 41,8 м
Ширина - 11,8
Высота борта - 4 м
Артиллерийское вооружение
36-фунтовые орудия - 8 штук
24-фунтовые орудия - 26 шутк
8-фунтовые орудия - 10 штук
Фрегат «Рафаил» в мае 1829 года находился в крейсерстве у анатолийского побережья между Синопом и Батумом. В ночь на 11 мая 1829 года встретился с вышедшим из Босфора турецким флотом (3 линейных корабля, 3 фрегата и 5 корветов), причем командир «Рафаила» капитан 2-го ранга С.М.Стройников в темноте по ошибке принял турецкие корабли за русскую эскадру, крейсировавшую у Босфора, сблизился, а наутро обнаружил себя в окружении турецких кораблей. На военном совете офицеры корабля решили «драться до последней капли крови». Но когда начались разговоры с командой, тут старший офицер, ведший переговоры с матросами, доложил, что команда не хочет погибать и просит сдать судно. Капитан Стройников пошел на уступку команде и спустил флаг, сдав корабль туркам, которые с триумфом вернулись с призом с Босфор (на обратном пути встретив русский отряд Сахновского, от которого и отстал бриг «Меркурий», командир которого Казарский, как известно, повел себя прямо противоположным образом, чем командир «Рафаила» — чем и обессмертил свое имя). «Рафаил» был включен в состав турецкого флота под названием «Ниметулла».
После знаменитого боя брига «Меркурий» с превосходящими его турецкими кораблями император Николай I издал указ, который содержалтакие слова: »… Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его »Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига »Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству».
А вот в случае с «Рафаилом» Николай Павлович приказал поступить прямо противположным образом. В другом указе император всероссийский дал волю своему негодованию: »Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата »Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».
После заключения Андрианопольского мирного договора экипаж «Рафаила» вернулся в Россию. Состоялся военный суд о сдаче корабля, по приговору этого суда все офицеры фрегата были разжалованы в матросы (за исключением одного мичмана, бывшего в момент сдачи в крюйт-камере, и потому оправданного). Императорским рескриптом бывшему командиру фрегата Стройникову, также разжалованному в матросы, было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомка труса и изменника».
Впоследствии, в 1853 году в Синопском сражении русские линкоры «Императрица Мария» и «Париж», сея смерть и разружение среди турецких кораблей, первым делом обратили свои орудия против фрегата «Фазли-Аллах», который был в составе эскадры захватившей «Рафаил» (сам же плененный русский фрегат к тому времени был выведен из состава турецкого флота). В ходе боя «Фазли-Аллах» был практически полностью уничтожен огнем русских кораблей.
Свое донесение о Синопском сражении императору Николай I адмирал Павел Степанович Нахимов начал со слов: »Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат »Рафаил» не существует». Таково было желание русского морского офицера смыть пятно позора с русского флота.
ТОЗ БМ ш Tikka Koski H45 АС Вэлью
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке!
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке!
- Vladimir G
- Опытный пользователь
- Сообщения: 268
- Зарегистрирован: 24 апр 2010, 10:47
- Откуда: г.Жуковский Московская обл.
- Благодарил (а): 292 раза
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Re: Знаете ли вы?...
Два предыдущих поста очень понравились.
Класс информация!
Спасибо!
А вот про "пиндосов" мне показалось что "за уши притянуто"...
Класс информация!
Спасибо!
А вот про "пиндосов" мне показалось что "за уши притянуто"...
Какое небо голубое.....
МЦ 20-01ш -1991 г/в, Benelli comfort (combo)-12/76, Bettinsoli Delta Gallius-12/76, Benelli Argo-E Comfort (9.3x62), Blaser R-8 (223/308)
МЦ 20-01ш -1991 г/в, Benelli comfort (combo)-12/76, Bettinsoli Delta Gallius-12/76, Benelli Argo-E Comfort (9.3x62), Blaser R-8 (223/308)